Верховный суд РФ удовлетворил жалобу жительницы Севастополя и признал незаконным запрет местных властей проводить митинги и пикеты на тротуарах, остановках общественного транспорта, рядом с образовательными учреждениями. Возможность расширять список мест, где нельзя проводить массовые публичные мероприятия, обусловлено исключительно конкретными местными особенностями - инфраструктурными, экологическими, санитарными - но не позволяет чиновникам произвольно ограничивать права на свободу мирных собраний, поясняет высшая инстанция.
Суть дела
Заявительница просила признать недействующей статью 6 Закона города Севастополя от 28 июня 2017 года №351-ЗС «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которой к перечню запрещённых федеральным законом для массовых акций мест добавляются тротуары, остановочные пункты общественного транспорта, вокзалы, аэропорты, авто- и железнодорожные станции, морские порты, пристани, рынки, места проведения ярмарок и торгово-развлекательные комплексы, образовательные учреждения, учреждения социальной защиты населения, медицинские организации, объекты спорта, детские площадки, объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), места проведения строительных, ремонтно-восстановительных работ, а также объекты, занимаемые госорганами Севастополя.
Однако три инстанции в удовлетворении ее требований отказали.
Позиция ВС
Вопрос о конституционности норм законов субъектов России, дополнительно определяющих места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, который, признавал такие региональные нормы неконституционными, напоминает ВС.
Определение законом субъекта мест, в которых запрещается проведение публичных мероприятий не должно приводить к тому, чтобы устанавливаемые на региональном уровне публичной власти ограничения необоснованно расширяли запреты, приобретая по своим юридическим параметрам преобладающее значение в системе действующего правового регулирования свободы мирных собраний (постановления от 21 июня 1996 года №15-П, от 18 июля 2012 года №19-П, от 1 декабря 2015 года №30-П, от 2 июля 2018 года №27-П, от 1 ноября 2019 года №33-П).
Отнесение законом субъекта РФ того или иного места к числу тех, где запрещено проведение публичных мероприятий (за исключением пикетирования), обязательно предполагает необходимость учета целого комплекса факторов (производственных, инфраструктурных, экологических, транспортных, санитарных и т.п.), обусловливающих принципиальную недопустимость проведения публичного мероприятия в конкретном месте, то есть в региональном законе допускаются запреты, которые должны быть направлены на определение конкретных мест, продиктованные объективными потребностями, порождаемыми фактическими обстоятельствами, имеющими в своей основе казуальный (предметный) характер и не поддающимися нормативному обобщению (определение КС от 22 апреля 2014 года №976-0).
Таким образом КС делает вывод, что возложение на субъекты России бремени дополнительного установления мест, в которых запрещено проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, требует от них последовательного соблюдения установленных федеральным законодателем правил организации и проведения публичных мероприятий, что предполагает возможность установления таких мест исключительно на основе учета объективных региональных особенностей и условий, не нашедших отражения в федеральных законах, и подразумевает недопустимость произвольного пространственно-территориального ограничения права на свободу мирных собраний.
«Принимая во внимание изложенные выше правовые позиции Конституционного Суда, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда приходит к выводу, что статья 6 Закона №351-ЗС, содержание которой предусматривает, что к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся не конкретные места, то есть индивидуально определенные объекты, а общие категории мест по их принадлежности к конкретным видам деятельности, не отвечает принципу правовой определенности и не согласуется с частью 1 статьи 1 и частью 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», однозначно ориентирующими субъекты Российской Федерации на то, что делегированное им полномочие по дополнительному определению в своих законах мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, предполагает их связанность при установлении соответствующих мест не общими, объявленными федеральным законодателем целями защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, а конкретными обстоятельствами, характерными для тех или иных субъектов Российской Федерации, и не наделяет их правом введения абстрактных запретов, имеющих первичный нормообразующий характер», - отмечает ВС со ссылкой на постановление КС от 1 ноября 2019 года №33-П.
Более того, указывает высшая инстанция, КС расценил запрет проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций вблизи учреждений, организаций и объектов, перечисленных в оспариваемой статье, как необоснованное и несоразмерное (непропорциональное) ограничение свободы мирных собраний в условиях, когда ни Федеральный закон №54-ФЗ, ни Федеральный закон от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ «Об образовании», ни Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», ни другие федеральные законы не предусматривают подобного рода запретов (постановление от 4 июня 2020 года №27-П).
«Приведенные позиции Конституционного Суда Российской Федерации судами не были применены.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного Судебная коллегия определила признать не действующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 6 Закона города Севастополя от 28 июня 2017 года №351-ЗС «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в городе Севастополе», - говорится в определении.