В 2008 году Косово односторонне провозгласило свою независимость. Несмотря на то, что это произошло в нарушение всех международных процедур и даже без проведения референдума, решение населяющих Косово этнических албанцев было поддержано Организацией Объединенных Наций (ООН) и Международным судом. Однако спустя почти 15 лет независимость Косова от Сербии признает лишь половина государств-членов ООН (98 из 193). О деталях этого поворотного для международного права события – в разборе РАПСИ.


Косово приняло решение о независимости через резолюцию собственного парламента. Это беспрецедентная ситуация, нарушающая ряд положений ООН и принятую практику, согласно которой для отделения необходимо узнать мнение народа с помощью референдума. Однако западные страны и ООН признали это решение легитимным. 

На самом деле, первое провозглашение независимости Косово произошло на 17 лет раньше, чем его признал кто бы то ни был, кроме албанцев. Референдум о независимости Косова проходил ровно 21 год назад – с 26 по 30 сентября – на территории Автономного края Косова и Метохии, входившего в состав Югославии. 

При этом его организация и порядок проведения не имеют ничего общего с референдумами, проводимыми сейчас в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Если сегодняшнее голосование соответствует всем международным требованиям, включая допуск зарубежных наблюдателей, то в Косове отсутствовали даже списки избирателей, а избирательные участки не были сформированы. Кроме того, в референдуме отказались принимать участие представители основной нации – сербы. На нелегитимность референдума в Косове указывали тогда Евросоюз и ОБСЕ (в тот момент — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе»). 

Важно заметить, что на тот момент Евросоюз призывал проживающие в Югославии народы к мирным переговорам, чтобы сохранить целостность «единой и демократической Югославии». За три месяца до этого референдума на VII Межпарламентской конференции по сотрудничеству и безопасности в Европе была принята резолюция, в которой Югославию (СФРЮ), Словению и Хорватию призывали уладить спорные вопросы мирным путем. 

Однако уже в июле 1991 года членами ЕС был предложен первый план мирного урегулирования, признающий право народов Югославии самим определять свое будущее, исходя из норм международного права, в том числе относящихся к территориальной целостности государств. Именно принятие этого плана окончательно закрепило возможность относить право народов на самоопределение ко всем государствам, а не только к борющимся против колониального господства. 

Далее в силу вступили двойные стандарты (признание права на самоопределение за одними народами и отрицанием за другими), которые, по мнению множества историков, юристов и экспертов других дисциплин, стали одной из главных причин разрастания военных конфликтов в Югославии. 

В частности, мусульмане Боснии и Герцеговины высказались за сохранение централизованного государства, в то время как сербы и хорваты выступали за кантонизацию республики. ЕС занял сторону боснийского правительства, которое почти не имело контроля над основными частями своей территории. 

Созданная ЕС специальная комиссия для выработки рекомендаций о критериях признания вновь образованных государств сформулировала и заключение, касающееся самоопределения сербского населения Хорватии и Боснии-Герцоговины, в котором говорилось: «Право на самоопределение сербов вне Сербии ограничено защитой их международно-признанных прав человека, включая и права как членов меньшинств; и бывшие административные границы должны быть защищены международным правом и могут изменяться только при взаимном согласии». 

В то же время, когда о сохранении централизированного государства (Югославии, затем Сербии и Черногории) высказывались сербы, Западная Европа принимала решения, ведущие к ее разделению, а также резолюции, нарушающие суверенитет якобы с целью защитить албанское меньшинство.

В результате, провозглашение независимости Косово произошло после девятилетней оккупации этого сербского края войсками НАТО, когда его территория была разделена на пять оккупационных зон под командованием Франции, США, Германии, Италии и Великобритании.

Напомним, декларация независимости Косово была принята не путем референдума, а решением парламента. При этом выборы в парламент Косово в 2004 году прошли под контролем временной администрации ООН, из-за чего сербы практически не принимали участия в голосовании, что не помешало Западу признать выборы, на которых победила сепаратистская партия, легитимными. 

Позже провозглашение Косово своей независимости противоречило и решению Совета безопасности ООН, по инициативе которого была создана Контактная группа на уровне министров иностранных дел России, США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, а также представителей ЕС и НАТО для переговоров о статусе края Косово. Этот факт был проигнорирован, и чтобы придать хоть какое-то правовое обоснование действиям косовского парламента, Генеральная ассамблея ООН обратилась в Международный суд. 

На повестке стоял вопрос: «Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости Временными институтами самоуправления Косово нормам международного права?»

В практике Международного суда это было первым делом об одностороннем провозглашении территорией независимости. Консультативное заключение было оглашено только 22 июля 2010 года. Суд решил, что он обладает юрисдикцией по делу, девятью голосами против пяти решил выдать консультативное заключение, и десятью голосами против четырёх решил, что декларация независимости Косова не нарушает международного права.


Суд пришел к выводу, что «сфера действия принципа территориальной целостности ограничивается сферой отношений между государствами». Он также определил, что из резолюций Совета Безопасности, осуждающих другие декларации независимости, нельзя вывести никакого общего запрета на провозглашение независимости, поскольку эти декларации независимости последовали в контексте незаконного применения силы или нарушения нормы jus cogens. Таким образом, суд пришел к выводу, что провозглашение независимости Косово не свидетельствовало о нарушении общего международного права.


Консультативное заключение по Косово поддержали судьи, представлявшие государства-участников НАТО и их союзников, из Японии, Сьерра-Леоне, Иордании, США, Германии, Франции, Новой Зеландии, Сомали, Великобритании. Большинство этих государства еще до решения Суда признали независимость Косово. 

Фактически косовский прецедент значим в первую очередь тем, что de facto разрешил противоречие между правом государств на охрану территориальной целостности и правом народов на самоопределение, содержащиеся в документах ООН, реализацией концепции «возмещающего права на отделение». 

Данная концепция утверждает, что народ имеет право на отделение от государства, если оно допустило в его отношении жестокость и несправедливость, то есть отделение компенсировало бы понесенные народом ущерб и утраты. Для этого должны быть зафиксированы массовые и постоянные нарушения основных прав человека (в частности, начиная от запрета языка и заканчивая репрессиями), совершаемые в отношении этого народа. В частности, государство должно систематически отказывать этому народу в автономии.

Любопытно, что в случае Косово (в отличие, например, от ДНР и ЛНР), между острой фазой дискриминации народа и моментом, когда он решил воспользоваться «возмещающим правом», прошло около 15 лет. Лишение Косова статуса автономии и подавление сепаратизма – события конца 1980-х (политические решения), а также девяностых (силовые акции) годов. Принятие решение о независимости – 2008 год, при том, что с 2003 года Сербия уже была готова дать краю автономию.

Добавим, что «возмещающее право на отделение» базируется на естественном праве, закрепленном, в частности, в Декларации независимости США. По теории, разработанной Джоном Локком, народ имеет право свергнуть свое правительство в случае жесткого нарушения фундаментальных прав и если мирные пути по предотвращению этих нарушений отсутствуют либо исчерпаны. Верховная власть над территорией, которая появляется у суверенного государства, является не только правом, но и обязанностью последнего, на что указано в заявлениях некоторых стран и, в частности, в заявлении самой Косово. Однако правительство самопровозглашенной республики до сих пор, почти 15 лет спустя, плохо соответствует указанным требованиям: в частности, им почти не управляется Северное Косово, где проживает большинство сербского населения края. 

Не выполнив базовые демократические процедуры, такие как всенародный референдум, нарушив нормы международного права, Косово в действительности так и осталось искусственным территориальным образованием – failed state.