Верховный суд РФ рассмотрел жалобу осуждённого за производство наркотических средств с использованием интернета, организованной группой в особо крупном размере, а также за незаконное хранение прекурсоров наркотических средств в особо крупном размере.


Фигурант счел назначенное наказание - 15 лет и 10 суток лишения свободы в исправительной колонии строгого режима - чрезмерно суровым. Автор жалобы указывает, что в ходе предварительного расследования с ним было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, он активно содействовал и способствовал раскрытию преступлений, выдал крупную партию наркотиков и свою переписку с организаторами. Осужденный считает, что со своей стороны выполнял все условия соглашения, а прекращение сделки считает необоснованным.

Также он полагает, что у суда имелись основания для применения положений статьи 64 УК РФ - назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за преступление. 

Договор о сотрудничестве 

В ходе предварительного расследования с фигурантом действительно было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, признаёт ВС.

Но, исходя из положений УПК РФ, заключение досудебного соглашения о сотрудничестве, изменение его условий и порядка либо прекращение его действия является исключительным правом прокурора.

При этом особый порядок проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, согласно требованиям статьи 317.6 УПК РФ применяется лишь при наличии ряда условий, одним из которых является подтверждение участвующим государственным обвинителем соблюдения условий соглашения.

Между тем в судебном заседании прокурор не подтвердил соблюдение фигурантом условий заключения соглашения о сотрудничестве.

В этой связи, суд в полном соответствии с требованиями статьи 317.6 УПК РФ прекратил судебное разбирательство в особом порядке и направил уголовное дело для рассмотрения в общем порядке в суд, где рассматривалось дело соучастника обвиняемого.

Без интернета 

Вина осужденного в производстве наркотического средства и в незаконном хранении их прекурсоров основана на совокупности исследованных судом первой инстанции доказательствах.

Как правильно установил суд, фигурант по указанию и под непосредственным руководством иных лиц, действуя в составе организованной группы, посредством сети Интернет для производства и сбыта наркотических средств приобрел соответствующее оборудование. Затем в этих же целях в своем домовладении приспособил обособленное помещение, в котором в течение 7 месяцев незаконно производил для последующего сбыта наркотическое средство.

Квалификация действия обвиняемого как производство наркотического средства, организованной группой, в особо крупном размере и незаконное хранение прекурсоров наркотических средств в особо крупном размере является правильной и основана на установленных фактических обстоятельствах, что в жалобе и не оспаривается, как не оспаривается и вина.

«В тоже время квалификация действий (осужденного) по производству наркотического средства по признаку с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) является необоснованной.

Исходя из диспозиции статьи 228.1 УК РФ указанный квалифицирующий признак предусмотрен лишь применительно к сбыту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», - отмечает ВС РФ. 

В этой связи данный квалифицирующий признак подлежит исключению из осуждения автора жалобы по части 5 статьи 228.1 УК РФ, указала высшая инстанция. 

Ниже низшего предела 

Суд первой инстанции в качестве смягчающих обстоятельств признал активное способствование раскрытию преступлений, наличие малолетнего ребенка, характеристики, признание вины, добровольную выдачу наркотических средств.

«Вместе с тем при определении размера наказания, хотя и признав активное способствование (фигуранта) раскрытию и расследованию преступлений в качестве смягчающего наказание обстоятельства, суд не в полной мере учел, что после задержания (обвиняемый), помимо выдачи большой партии наркотических средств, выдал свою переписку с организаторами преступления, то есть изобличал соучастников организованной преступной группы», - указывает ВС.

Кроме того, в рамках заключенного досудебного соглашения о сотрудничестве фигурант полностью выполнял взятые на себя обязательства, давал изобличающие других соучастников показания.

«Указанные обстоятельства в совокупности с установленными судом смягчающими наказание обстоятельствами и данными о личности, Судебная коллегия считает необходимым признать исключительными и смягчить назначенное по части 5 статьи 228.1 УК РФ наказание с применением статьи 64 УК РФ, то есть ниже низшего предела», - говорится в определении.

Таким образом, в приговор внесены изменения: исключен из осуждения по части 5 статьи 228.1 УК РФ квалифицирующий признак - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), а наказание смягчены на 3 года - до 12 лет и 10 дней лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. 

Алиса Фокс