Верховный суд РФ рассмотрел жалобу осужденного за получение через посредников пяти взяток в крупном размере, четырёх взяток - в значительном размере и в приготовлении к получению через посредников взятки в крупном размере за содействие в назначении на воинские должности, распределении после окончания обучения для дальнейшего прохождения военной службы или переводе к новому месту службы.
Автор жалобы указал, что при назначении наказания суд необоснованно зачёл в срок лишения свободы период его нахождения под домашним арестом из расчёта два дня домашнего ареста за один день лишения свободы.
Однако преступления совершены им в период действия части 3 статьи 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года №420-ФЗ, которая предусматривала зачёт срока домашнего ареста в срок лишения свободы из расчёта один день домашнего ареста за один день лишения свободы.
Суд же применил положения части 3 статьи 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года, ухудшающие положение осуждённого.
Позиция ВС
Судебные решения по данному уголовному делу подлежат изменению, пришел к выводу ВС.
Согласно части 1 статьи 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьёй Особенной части УК РФ, и с учётом положений его Общей части.
При этом наказание в виде лишения права занимать определённые должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления (части 1 статьи 47 УК РФ).
Между тем из приговора следует, что фигуранту как за каждое из совершённых преступлений, так и по их совокупности наряду с основным наказанием в виде лишения свободы суд назначил дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением организационно- распорядительных функций в органах госвласти, местного самоуправления, муниципальных учреждениях, а также Вооружённых Силах Российской Федерации.
«Вместе с тем такого дополнительного наказания как запрет занимать должности в муниципальных учреждениях статьёй 47 УК РФ, с учётом положений Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ, не предусмотрено.
Не требует закон указывать на запрет занимать соответствующие должности в тех или иных военных организациях (например, в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях)», - отмечает ВС.
Таким образом, назначение осужденного дополнительного наказания в виде запрета занимать должности в муниципальных учреждениях, а также Вооружённых Силах Российской Федерации следует исключить, определил ВС.
Между тем наказание осуждённому, принимая во внимание вносимые изменения, назначено с учётом характера и степени общественной опасности совершённых преступлений, наличия смягчающих наказание обстоятельств, личности обвиняемого - ранее к уголовной ответственности не привлекался, характеризуется положительно, награждён грамотами, благодарственными письмами, ведомственными наградами, является кандидатом педагогических наук.
Однако с учётом общественной опасности содеянного Судебная коллегия не находит оснований для применения положений статьи 64 или 73 УК РФ.
Вместе с тем ВС согласился с аргументами осужденного в части зачёта в срок лишения свободы времени нахождения под домашним арестом из расчета два дня меры пресечения за один день в колонии, поскольку уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Алиса Фокс