Под долгами наследодателя понимаются все имевшиеся у него обязательства, которые не прекращаются его смертью. В частности, к таким долгам может быть отнесено еще не возникшее (не наступившее) реституционное требование к наследодателю по сделке, имеющей пороки оспоримости (потенциально оспоримой сделке), отмечает Верховный суд (ВС) РФ.


Суть дела 

В рамках дела о банкротстве ООО «Крафт Групп» его конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о признании недействительными операций по перечислению должником в пользу индивидуального предпринимателя Алексея Коломникова денежных средств в размере около 1 миллиона рублей и применении последствий недействительности сделки. 

Определением Арбитражного суда Москвы, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной инстанции и округа, производство по заявлению конкурсного управляющего должником прекращено. Такое решение было принято судом в связи со смертью Коломникова и отсутствием у него наследников. 

Не согласившись с вынесенными судебными актами, управляющий обжаловал их в кассационном порядке в Верховный суд. 

Позиция ВС 

Сама по себе смерть гражданина не прекращает его обязательств, поскольку в состав наследства помимо принадлежавшего наследодателю на день открытия наследства имущества (имущественных прав) входят также и имущественные обязанности, напоминает Верховный суд. 

Он указывает, что в рассматриваемом случае в отношении Коломникова было возбуждено дело о банкротстве. Впоследствии решением суда в отношении наследственной массы умершего должника введена процедура реализации имущества. 

«Особенности рассмотрения дела о банкротстве наследственной массы регулируются статьей 223.1 Закона о банкротстве. Отличительной чертой банкротства таких дел является то, что в рамках этого дела аккумулируются все имущество, вошедшее в наследство, и все долги наследодателя, то есть банкротство осуществляется так, как если бы наследодатель был жив. Соответственно долги наследодателя при банкротстве наследственной массы погашаются посредством банкротных процедур», — поясняет ВС. 

При этом под долгами наследодателя понимаются все имевшиеся у наследодателя обязательства, которые не прекращаются его смертью.  

«В частности, к таким долгам может быть отнесено еще не возникшее (не наступившее) реституционное требование к наследодателю по сделке, имеющей пороки оспоримости (потенциально оспоримой сделке) (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 года №308-ЭС17-14831)», — уточняет высшая инстанция. 

Таким образом, в случае признания судом спорной сделки недействительной реституционное требование может быть предъявлено в рамках дела о банкротстве Коломникова к его наследственной массе. Следовательно, в такой ситуации финансовый управляющий подлежит привлечению к участию в споре в качестве представителя интересов ответчика (наследственной массы), отмечает Верховный суд, делая вывод о том, что объективных препятствий для рассмотрения обособленного спора по существу не имелось. 

На основании изложенного ВС отменил оспариваемые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. 

Никита Ширяев