МОСКВА, 8 мая — РАПСИ. Президиум Суда по интеллектуальным правам подтвердил отказ в иске ООО «Блэк Фрайдэй» (владелец сайта-агрегатора скидок BlackFridaySALE.ru) к ФАС России, признавшей недобросовестной конкуренцией действия истца по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак «Black Friday», сообщили РАПСИ в суде.
СИП 7 февраля отклонил иск компании, которая подала кассационную жалобу в президиум суда. ООО просит признать недействительным решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России от 22 мая 2017 года.
Комиссия антимонопольного ведомства в мае прошлого года признала действия ООО «Блэк Фрайдэй» по приобретению и использованию товарного знака «Black Friday» актом недобросовестной конкуренции.
Дело в отношении ООО было возбуждено по заявлению Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) – объединения участников рынка электронной коммерции (Ozon, Enter, KupiVIP, Otto, lamoda, re:Store, «Юлмарт», М.Видео, «Медиа Маркт-Сатурн», «Спортмастер», «Эльдорадо»).
Недобросовестная конкуренция со стороны компании «Блэк Фрайдэй» выразилась в приобретении и использовании исключительных прав на товарный знак «Black Friday» в то время, как на дату приоритета этого знака обозначение уже использовалось другими интернет-магазинами, сообщила ФАС. В ходе рассмотрения дела комиссия ведомства установила, что обозначение «Black Friday» является заимствованным, не является оригинальным для того перечня услуг, в отношении которых зарегистрирован спорный товарный знак.
«Исходя из установленных обстоятельств, комиссия ведомства пришла к выводу, что регистрация ООО «Блэк Фрайдэй» товарного знака «Black Friday» направлена, в первую очередь, на монополизацию рынка услуг интернет-площадок агрегаторов путем недопущения на него иных хозяйствующих субъектов», — говорится в сообщении ФАС.
Кроме того, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти в июле 2017 года отклонил заявление ООО «Блэк Фрайдэй» о взыскании 1,5 миллиона рублей с ООО «Эксперт Таун» (владеет сайтом распродажи «Настоящая черная пятница») за нарушение права на товарный знак «Black Friday».
Регистрация спорного товарного знака
Роспатент 25 декабря 2015 года зарегистрировал на компанию «Блэк Фрайдэй» товарный знак «Black Friday» в отношении услуг 35-го класса Международной классификации товаров и услуг (реклама, менеджмент в сфере бизнеса).
Заявитель сообщил, что в 2016 году распродажа BlackFridaySale.ru впервые проводится под официально зарегистрированной торговой маркой «Black Friday». Регистрация, по информации компании, была оформлена 29 января 2017 года, и теперь названия торговых площадок-агрегаторов именем «Black Friday» без разрешения правообладателя (ООО «Блэк Фрайдэй») считается незаконным.
Суд по интеллектуальным правам РФ в мае 2016 года прекратил производство по иску ООО «М.Видео Менеджмент», в котором компания обжаловала решение Роспатента о регистрации товарного знака «Black Friday» на ООО «Блэк Фрайдэй».
Торговая сеть обжаловала в суде решение патентного ведомства от 25 декабря 2015 года, когда товарный знак «Black Friday» был зарегистрирован на компанию «Блэк Фрайдэй».
Первое заявление компании «Блэк Фрайдэй» о регистрации этого знака было 5 мая 2015 года отклонено Роспатентом. Заявленное обозначение представляет собой общепринятый термин, получивший мировую известность, широко используемый различными производителями и означающий начало традиционной глобальной распродажи, которая проводится во многих странах, посчитало тогда ведомство.
Оно отметило, что обычай устраивать распродажи в этот день установился еще в 19 веке. Термин «Черная пятница» появился в 1996 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США, а с 6 декабря 2013 года и в России. Также Роспатент заметил, что в проводимой на территории РФ акции «Black Friday» участвует большое количество производителей товаров и торговых предприятий, и каждый из них имеет право использовать данное обозначение при продвижении товаров.
Однако Палата по патентным спорам 25 декабря 2015 года отменила решение Роспатента, зарегистрировав этот бренд на компанию «Блэк Фрайдэй».
В своем заявлении компания заметила, что в России начало новогодних распродаж в «черную», как и любую другую пятницу, не является традицией, а термин «Black Friday» известен лишь ограниченному кругу людей, проживающих в мегаполисах и часто бывающих в США и Западной Европе и приобретающих там товары. Компания считает, что заявленное обозначение не ассоциируется у большинства российских потребителей с началом сезона скидок и воспринимается ими как фантазийное.
По информации компании «Блэк Фрайдэй», в России в 2013 году именно она впервые организовала проведение новогодних распродаж, создав базу данных с информацией о товарах, реализуемых с максимальными скидками, и магазинах, предлагающих эти товары по указанным ценам. «ООО «Блэк Фрайдэй» организовало и провело в России мероприятие под названием «Black Friday», заключающееся в сборе информации о ценах на различные виды товаров в интернет-магазинах, обработке, выборочной проверке, сравнении этой информации, объединенной в единую базу данных, и представлении ее в наиболее удобном виде потребителям», — говорится в заявлении.
Для указанных целей до даты подачи заявки на имя заявителя были зарегистрированы сайты в интернете, им была создана база данных, где конечный пользователь может заходить в разные разделы, искать товары и скидки, и затем приобретать товар после перехода на страницу магазина. Также компания отметила, что ее сайты являются агрегатором предложений, реализацию товаров она не производит.