На неделе Центробанк (ЦБ) России ограничил компании "Росгосстрах" действие лицензии на осуществление страхования по ОСАГО. Решение обусловлено тем, что "Росгосстрах" не исполнил в установленный срок предписаний регулятора по нарушениям порядка заключения договоров ОСАГО.
С начала года компании было выдано 385 предписаний, вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности. Среди нарушений пресс-служба ЦБ РФ выделяет массовый характер навязывания дополнительных услуг, непредставление автовладельцам законной скидки за безубыточность...
Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров ОСАГО. Однако «Росгосстрах» обязан принимать заявления о наступлении страховых случаев и исполнять обязательства по ранее заключенным договорам ОСАГО.
Ситуация, мягко говоря, весьма нестандартная. Представители «Росгосстрах» называют решение ЦБ полной неожиданностью, так как изложенные претензии ранее отрабатывались в рабочем режиме и никогда не служили поводом для таких радикальных решений. Не составляет никакого секрета тот факт, что нарушения допускают все страховые компании, и «Росгосстрах» является далеко не самым злостным нарушителем, если учитывать число ошибок к общему объему заключаемых компанией сделок.
Кроме того, страховщики до апреля этого года просто-таки вынуждены были идти на некоторые ухищрения при заключении договоров ОСАГО, поскольку эта услуга приносила им больше убытков. Особенно тяжело страдал от этого «Росгосстрах», который из-за своего масштаба вынужден был нести социально-стабилизирующую миссию: когда в прошлом году многие страховщики из-за высокой убыточности в регионах сворачивали свою деятельность или вовсе уходили из депрессивных субъектов Федерации, «Росгосстрах» продолжал работать по всей стране.
Так что выбор «Росгосстраха» для «санкций» не только странен, но и опасен для всего страхового рынка страны, а также создает крайне неприятные проблемы для большого числа граждан страны, которые живут в местах, где «Росгосстраху» просто нет альтернативы. Согласно, статистическим данным Банка России, ООО «Росгосстрах» в 2014 году собрал 34,8% страховых премий ОСАГО от общей суммы, полученной всеми страховщиками. По количеству договоров доля еще больше и составляет 38,9% (16,6 млн полисов). В первом квартале 2015 года доля еще увеличилась и составила 37,7% рынка в денежном выражении или 40,8% рынка по количеству заключенных договоров.
Другими словами, более трети автовладельцев заключили договоры ОСАГО именно с «Росгосстрахом». Так что, если в ближайшее время крупнейший страховщик с регулятором не найдут способ устранить разногласия, то весьма велика угроза, что другие компании не справятся с потоком клиентов «Росгосстраха». В итоге рынок ОСАГО может рухнуть. Регулирующие органы допустить этого никак не должны, поэтому нынешние санкции в отношении «Росгосстраха» видятся экспертам лишь сигналом всему рынку.
Очевидно, «Росгосстрах» выбран для показного «наказания» из-за своих размеров. Такое событие не может остаться не заметным ни для одного страховщика и страхователя. Символический жест ЦБ, обозначает начало новой правосознательной эпохи: пример «Росгосстраха» должен дать понять другим страховикам, что правила, устанавливаемые ЦБ РФ, необходимо соблюдать всем и всерьез.
Первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин объяснил журналистам, что "Росгосстрах" является "системно значимой компанией", и это не привилегия, а дополнительная ответственность. "Поведение этой компании оказывает влияние в принципе на весь рынок, на его оценку, на имидж и так далее", - пояснил он.
Косвенно о перспективах грядущего снятия ограничений представители руководства регулятора уже рассказали журналистам. ЦБ ограничил лицензию «Росгосстраху» на шесть месяцев, но готов вернуть ее быстрее, если «компания примет необходимые меры для изменения бизнес-модели и улучшения качества взаимоотношений с клиентами», заявил Чистюхин. Консультации с "Росгосстрахом" уже активно ведутся.
Однако обкатанная на «Росгосстрахе» практика «наказания» нарушителей сразу после снятия ограничений с флагмана рынка может стать обыденной практикой для более мелких компаний. Такая реакция регулятора на любое нарушение может быть даже автоматизирована в ближайшее время. Если страховые компании не среагируют правильно и будут продолжать навязывать услуги, то подобная ситуация повторится, заявил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Но, по его словам, "все всё поняли и собираются работать максимально транспарентно и в соответствии с законом".
Тем более, что депутаты всячески поддерживают инициативу ЦБ. Так, например, глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов назвал случай с «Росгосстрахом» "первой ласточкой".
Однако другой, потаенной, причиной резкого ужесточения политики регулятора, по мнению экспертов, может служить лоббирование идеи электронного полиса. Банк России регулярно говорит о нем последние полтора года, с 1 июля 2015 года его должны продавать все страховщики. Однако до сих пор некоторые предприниматели и чиновники скептически относятся к этой идее, что может привести к сбоям в ее работе (например, если не будет отлажено взаимодействие между информационными базами всех страховых компаний и ГИБДД, а также профильными министерствами).
Нет сомнений, что проблема навязывания дополнительных услуг, как и продажи нелегитимных полисов, будет решена с введением электронных полисов ОСАГО. Также вызывает понимание попытка активизировать всех задействованных в переходе на электронное страхование лиц и институтов. И в то же время запугивание рынка и временный перевод на «скамейку штрафников» безусловного лидера накануне столь важной и сложной реформы выглядит чересчур рискованно.
После увеличения базового тарифа ОСАГО 12 апреля этого года ситуация с навязыванием услуг существенно поменялась в лучшую сторону. Но решение ЦБ радикальными мерами ускорить этот процесс могут привести к добровольному ограничению страховщиками своей работы из-за боязни ошибиться и получить «наказание» от регулятора. И тогда непонятно, кто будет воплощать реформу в жизнь. Хочется надеяться, что это не бег впереди паровоза, а попытка указать ему путь на правильные рельсы, после чего все займут свои места в кабине.