САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 июн – РАПСИ. Размещение персональных данных в Сети кажется мелочью, но сетевые мошенники используют любую информацию из открытых источников и «слитых» баз данных в преступных интересах, собирая её в единый цифровой портрет жертвы, заявила на ПМЭФ-2024 директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО МИД России, глава «Белого Интернета» Элина Сидоренко.
«Главное правило цифровой гигиены: чем меньше информации о себе вы распространяете в Сети, тем в большей безопасности вы находитесь. Важно сформировать у подрастающего поколения понимание того, что в Сети очень много желающих использовать информацию о них не в благовидных целях.
Благодаря возможностям ИИ и предиктивной аналитики злоумышленники находят наиболее эффективный способ воздействия на ребенка или подростка. Задача «Белого Интернета» – способствовать формированию у населения рутинных привычек соблюдения цифровой гигиены, которые будут соблюдаться как ежедневные ритуалы гигиены человека», — сказала глава «Белого Интернета».
Бережное отношение к своим данным и недоверие сомнительным сайтам и сервисам должно стать рутиной для любого современного человека вне зависимости от его возраста, как чистка зубов по утрам и гигиена, указала Сидоренко. Она также подчеркнула, что силовики, правозащитники и представители бизнеса должны разработать единую понятную гражданам концепцию кибербезопасности.
«Период охлаждения»
Сотрудники правоохранительных органов постоянно совершенствуют способы борьбы с сетевыми и телефонными мошенниками, укрепляя взаимодействие с Банком России, указал заместитель начальника Следственного департамента МВД России Данил Филиппов. В рамках такой деятельности была запущена система «ФинЦЕРТ» по взаимодействию правоохранительных органов и Центробанка: в скором времени в ней будет доступен функционал по «заморозке» подозрительных переводов.
«Ее цель – организовать взаимодействие в плане оперативного взаимообмена информации при совершении киберпреступлений между правоохранительными органами и кредитными организациями. В случае, если гражданин своевременно обратится либо в банк, либо в органы внутренних дел, у банка будет возможность приостановить движение по тому счету, на который были перечислены денежные средства. Это функция по приостановке заработает с 25 июля текущего года. Называется она — «Период охлаждения», — указал Филиппов.
Представитель МВД призвал людей не верить телефонным звонкам, а если мошеннический перевод уже произошел — своевременно обращаться в полицию, пока деньги не успели попасть в руки преступников.
Выводить из транса
Жертвы мошенников приходят в отделения банков, чтобы снять крупный депозит или взять кредит, уже в состоянии крайней растерянности и транса, заявил заместитель президента – председателя правления банка ВТБ Георгий Горшков. Сотрудники операционных отделений получают методички с практическими советами, которые помогут справляться с такими клиентами и отговорить их от фактической потери средства.
«По нашим наблюдениям, большинство случаев, когда клиенты отдают деньги мошенникам переместилось в физическую сеть. И теперь сотрудники банков в отделениях стали последней линией обороны. И мы, на самом деле, очень рады, что у банков ВТБ и других банков есть такие отделения и есть такие сотрудники, у которых есть методички и технологии, способы поговорить с клиентом и вывести его из фактически состояния транса. Как это еще назвать?» — отметил Горшков.
По его словам, для борьбы с кибермошенниками важно ещё и помнить о близких старшего и младшего возраста, которые могут быть не готовы к уловкам преступников.
«Белый Интернет» организовал сессию 27-го Петербургского международного экономического форума «Защита прав граждан в интернете как вопрос экономической безопасности».