В 2023 году город Екатеринбург отмечает свое 300-летие. Его основателями считают Виллима Геннина и Василия Татищева. Друг друга они откровенно недолюбливали, что не помешало им добросовестно совместно трудиться над развитием державной промышленности на Урале.


Немец Виллим Геннин поступил на русскую воинскую службу в 1697 году. Пройдя в петровской армии путь от поручика до полковника, он был отмечен царем за успешные сражения со шведами в Северной войне и поставлен управлять Олонецкими заводами. В личности Геннина, опытного военного инженера и человека европейской культуры соединялись верность делу государственного служащего, противного всякому казнокрадству и живущего только на официальное жалование и взгляд просвещенного европейца на ситуацию в России.

Василия Татищева Петр Первый отметил во время Полтавской как храброго молодого офицера. Его отправили в Германию изучать артиллерийское дело и инженерные науки, после царь поручил Татищеву налаживать на Урале медеплавильное производство. Татищев был инициативным, рьяно взялся за дело, но Урал в то время был вотчиной семьи промышленников Демидовых, кознями которых Татищев быстро попал под следствие.

Следствие вел генерал Геннин. Изучив дело, он встал на сторону Татищева. Затем вместе они приехали на Средний Урал. Совершенно разные люди, к тому же оба амбициозные, им было трудно вместе. Несгибаемый генерал пересажал на Среднем Урале взяточников, сам мзду не брал, всегда был чист и честен на государевой службе. Татищев же мздою не гнушался, но разделял ее и взятки, которые считал настоящим лихоимством. Мзду и иные подношения он тратил на содержание пленных шведов, которых привлек для развития металлургической промышленности.

В одном из писем Геннин писал о Татищеве: «рожу его не люблю, но вижу, что в деле он прав, рассудителен и весьма прилежен». Татищев в долгу не оставался и однажды написал на своего коллегу донос о том, что якобы берет Геннин взятки. Это обвинение было настолько смехотворным, что по доносу проверку провели, но Геннина даже не поставили в известность, чтобы не обидеть.

Царь поручил Геннину усовершенствовать металлургическое производство для выпуска пушек. Будучи талантливым организатором, генерал пригласил десятки профессионалов горного дела из Европы в Россию. Некачественный металл и устаревшую технологию литья, применявшиеся ранее для производства артиллерийских орудий, Геннин заменил на более совершенные, построив новые цеха и домны. До его новшеств при испытаниях разрывалась каждая четвертая пушка, он же довел количество брака до трех потерянных орудий из тысячи. Расширение заводов требовало новых мастеров, для их подготовки Геннин открыл первую в России школу горного дела, где детей учили пленные шведы.

В списке достижений Геннина строительство первого в России минерального курорта, водой которого поправлял здоровье Петр I.

Татищев тоже был выдающимся человеком своего времени, ярким представителем эпохи Просвещения, первым автором систематической «Истории Российской». И он был человеком, любившим во всем порядок и систему. Приехав однажды на Уктусский завод, он возмутился, что местный человек, выполнявший функции судьи, не имел у себя Соборного уложения, и фактически, не было ясно, по каким законам и как он выносил приговоры.

Идея построить новый крупный металлургический завод на Урале принадлежала Татищеву, кстати, из-за этого он навлек на себя гнев Демидова. Но имя будущему городу Екатеринбургу дал в 1723 году Геннин. Он же поручил построить первый на Урале госпиталь, школы, церкви. Кстати, на месте еще одного металлургического завода, созданного под его руководством, возник город Пермь. Вернувшись после долгих трудов в Санкт-Петербург, Геннин пишет книгу «Описание уральских и сибирских горных заводов», в которой впервые приводит детальные геологические и географические описания Пермского края. Это был по-своему уникальный труд, снабженный практическим руководством по развитию горно-металлургического дела. Увы, «Описания» впервые официально издали лишь спустя две сотни лет после смерти автора.

На площади Труда в Екатеринбурге к 275-летию города был открыт памятник основателям города. Татищев и Геннин вроде бы стоят рядом, но их разделяет барельеф. Все как в реальной жизни – они трудились вместе, но были совершенно разными и недолюбливали друга. Что не помешало им, настоящим профессионалам, верно служа государственному делу вместе создать новую промышленность и построить новые города.

Андрей Кирхин


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора