В июне 1826 года в Российской империи начался суд над декабристами, затронувший судьбы сотен людей  от рядовых участников до лидеров движения и в итоге ставший символическим актом, определившим дальнейший путь развития страны. О том, за что и как судили членов Северного и Южного тайных обществ, планировавших свергнуть самодержавие и принять конституцию, мы расскажем в серии статей. 


В 1825 года царь Александр I отправился на юг России, в город Таганрог, чтобы поправить здоровье. Ему было 47 лет, царство его укрепилось благодаря победе в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Русский орел распростер свои крылья над Польшей, Европа Россию уважала и боялась. Однако сам император страдал от депрессии и хронических болезней, императрица также серьезно хворала, поэтому врачи рекомендовали царской семье отдых в более мягком климате и в спокойной обстановке. В Таганроге государь внезапно заболел, слег с высокой температурой и, согласно историческим свидетельствам, отказывался должным образом лечиться. Тяжелое течение болезни завершилось самым печальным образом — 1 декабря (по старому стилю) того же года Александр I скончался. Официальной причиной смерти указали тифозную лихорадку.

Высшее общество было потрясено внезапной смертью молодого, полного сил императора. Его брат Константин должен был наследовать царство, однако отрекся от престола. Наследником трона стал третий сын Павла I — Николай. Но поскольку отречение Константина не было оглашено публично, наступил династический кризис, которым постаралась воспользоваться группа молодых дворян, вдохновленных идеями Просвещения и недовольных крепостным правом и автократией

14 (26) декабря 1825 года офицеры-заговорщики вывели на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге свои полки. Так начался знаменитый мятеж, обретший впоследствии героический окрас и получивший известность как восстание декабристов.

Восставшие разместились на Сенатской площади, напротив здания Сената и Синода. Их основные силы состояли из московского полка, матросов гвардейского экипажа и гренадерской роты. Солдаты пошли за своими командирами еще и потому, что пока не понимали, кому приносить присягу м Константину или Николаю. В центре площади находилась колонна Александра I, которая стала ключевой точкой для сбора войск. С одной стороны площади были расположены здания Адмиралтейства и Зимнего дворца, с другой — здания Сената и Синода.

Надо сказать, что великие князья Константин Павлович и Николай Павлович, да и сам Александр I заранее узнали о готовящемся в среде знати заговоре против трона. Некий обрусевший англичанин, унтер-офицер 3-го Уланского полка Иван Васильевич Шервуд, услышав в свое время от знакомых офицеров о существовавших тайных обществах и их планах снести самодержавие, подробно донес об этом руководству и далее был отряжен на шпионство за потенциальными преступниками.

Вот что писал впоследствии Шервуд в своей биографии: «Узнав о заговоре я придумал написать его величеству (Александру I) письмо, в котором просил прислать и взять меня под каким бы то ни было предлогом по делу, касающемуся собственно до государя императора, и подписался 3-го Украинского Уланского полка ундер-офицером Шервудом, потом положил письмо это в другое, к лейб-медику Я. В. Виллие, прося его вручить приложенное письмо государю императору, уверив его, что оно ничего не содержит предосудительного и послал его анонимом. Лейб-медик Виллие отдал письмо Александру I».

Летом 1825 года Иван Шервуд встретился с Александром I и представил ему детальный отчет о тайных обществах, действующих среди офицеров южной армии. Император, выслушав доклад, приказал Шервуду немедленно вернуться и начать расследование заговора.

Согласно некоторым свидетельства, Николай Павлович, узнав о заговоре, растерялся и пал духом. Напротив, Константин Павлович, живший на тот момент в Варшаве, счел информацию о готовящемся мятеже недостойной интригой генерала Витта и не придал ей должного внимания, написав при этом письмо генерал-лейтенанту Дибичу, в котором в нелицеприятных выражениях высказался по поводу и Шервуда, и Витта, и многих других, кто был упомянут в донесениях или являлся их автором.

Стоит отметить, что восстание декабристов возникло на фоне политической нестабильности и экономических трудностей, последовавших за Отечественной войной 1812 года. Возвращение русских войск из Европы, где они стали свидетелями либеральных реформ и конституционных преобразований, усилило желание изменений в собственной стране. А как мы с вами помним из ранее опубликованных РАПСИ статей, свои либеральные реформы Александр I так и не довел до значимого результата.

Основными организаторами восстания стали представители дворянской интеллигенции, объединенные в тайные общества — Северное и Южное. Северное общество возглавляли выдающиеся личности: Никита Муравьев, Сергей Трубецкой и Кондратий Рылеев. Южное общество, действовавшее на Украине, возглавлял Павел Пестель. Их программа предусматривала введение конституции, отмену крепостного права и создание федеративного государства. Основным планом было восстание в Санкт-Петербурге и поддержка мятежа военными частями, лояльными декабристам.

Историки считают, что ключевой причиной провала декабристов стало отсутствие единого плана и руководства, а также решительности в минуту опасности. Между участниками восстания не было единого мнения о том, каким образом следует действовать. Южное и Северное общества декабристов имели различные программы и стратегии, фактически были разобщены, их действия отличались несогласованностью. Недостаток массовой поддержки также сыграл свою роль. Восстание опиралось преимущественно на офицеров и небольшую часть армии, население в целом было не готово поддержать мятежников, что значительно ослабило их позиции.

К тому же большая часть армии осталась верной новому царю, что позволило быстро мобилизовать силы для подавления восстания. Во время переговоров с восставшими генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович был смертельно ранен одним из декабристов, Петром Каховским. Это событие усилило решимость властей подавить восстание.

Николай I, быстро осознав угрозу, прибыл на Сенатскую площадь с верными армейскими частями. Он предложил мятежникам сдаться, но те отказались. После короткого, но жестокого противостояния с правительственными войсками, мятеж был подавлен. Военные силы под командованием императора открыли артиллерийский огонь по мятежникам, убегавших по льду солдат расстреливали из всех видов оружия. Важную роль в провале декабристов в столице сыграла нерешительность действий руководителей восстания, таких как князь Сергей Трубецкой, который, кстати, вообще не явился на площадь.

События в Петербурге всколыхнули гарнизоны по всей империи. Волна арестов прокатилась по армейским частям, затронув и Черниговский полк. Его командир, полковник Густав Гебель, лично взял под стражу подполковника Сергея Муравьёва-Апостола — видного деятеля тайного общества, чьё имя фигурировало в донесениях высшего командования

Это не было первым ударом по заговорщикам. Ещё 13 декабря были схвачены полковник Павел Пестель и генерал-интендант 2-й армии Алексей Юшневский — ключевые фигуры в рядах декабристов.

Однако судьба преподнесла неожиданный поворот. 29 декабря в селе Трилесы группа офицеров Черниговского полка — Кузьмин, Соловьёв, Сухинов и Щепилло — решилась на отчаянный шаг. Они атаковали полковника Гебеля и освободили Сергея Муравьёва-Апостола. Гебель, отказавшийся не только выпустить братьев Муравьёвых, но и объяснить причины их ареста, был жестоко избит. Четырнадцать штыковых ран могли стать для него роковыми. Удивительно, но полковник выжил. Ранения оказались не смертельными, и благодаря случайности, а также помощи рядового Максима Иванова и нескольких доброжелателей, Гебелю удалось спастись. Израненный, но не сломленный, он сумел добраться до своего дома, ускользнув из рук мятежников.

Правительственным войскам удалось разбить декабристов на юге только 3 января 1826 года у села Устимовка. Восставший Черниговский полк был расстрелян из засады армейскими частями под командованием генерал-майора барона Фёдора Гейсмара. Именно это событие и является финальным в подавлении вооруженного восстания декабристов.

1 (13) июня 1826 года Николаем I был подписан Манифест об учреждении Верховного уголовного суда над декабристами. Официальное название этого чрезвычайного суда — Высочайше учрежденный Верховный уголовный суд для суждения злоумышленников, открывшихся 14 декабря 1825 года.

Продолжение следует

Андрей Кирхин


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены