МОСКВА, 29 мар — РАПСИ. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" противоречит Конституции РФ в той мере, в какой его положения не допускают предоставление третьей отсрочки от призыва гражданам, поступающим в магистратуру в год окончания бакалавриата, такую позицию представил Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) в ходе рассмотрения жалобы на закон в Конституционном суде (КС) РФ.
Подготовленное специалистами СПЧ заключение размещено на сайте консультативного органа.
Суть жалобы
С жалобой на положения закона "О воинской обязанности и военной службе" в КС обратился гражданин РФ Павел Спиридонов, обучающийся по программе магистратуры, в связи с тем, что ему было отказано в предоставлении третьей отсрочки от призыва для прохождения обязательной военной службы. Также в КС поступил аналогичный запрос на проверку конституционности этой нормы из Бугульминского городского суда Республики Татарстан, где студент магистратуры Роман Халиков оспаривает отказ от предоставления отсрочки от призыва в третий раз для завершения начатого обучения по программе магистра.
Студенты Спиридонов и Халиков считают несправедливым и незаконным то обстоятельство, что более позднее начало обучения в школе впоследствии лишает права на отсрочку при поступлении в магистратуру.
Статья 24 закона "О воинской обязанности и военной службе" по общему правилу устанавливает возможность получить отсрочку от призыва для прохождения обучения один раз. Вместе с тем закон предусматривает исключения: если отсрочка была использована совершеннолетним гражданином для получения среднего образования, то призывник может повторно воспользоваться таким правом при поступлении в высшее учебное заведение по программе бакалавра или специалиста. Также допускается повторная отсрочка для поступления в магистратуру, если в первый раз такое право использовалось для поступления в высшее учебное заведение на программу бакалавриата. Буквальное истолкование норм статьи 24 закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает предоставление третьей отсрочки.
Позиция СПЧ
Как считают правозащитники, такой подход законодателя фактически закрепляет неравное положение двух категорий граждан, подлежащих призыву на военную службу: тех, кто успевает завершить обучение в школе до наступления призывного возраста и тех, кому исполняется 18 лет в процессе получения среднего образования. Соответственно, первая категория призывников имеет преимущество при получении высшего образования: без "школьной отсрочки" можно поступать на бакалавриат, а затем в магистратуру.
Согласно позиции СПЧ, оспариваемые нормы закона являются неконституционными в той мере, в какой они ограничивают право призывника, использовавшего отсрочку от призыва при получении среднего образования и поступлении на бакалавриат, беспрепятственно продолжить обучение по программе магистра.
Правозащитники сформулировали три основных довода в пользу своей позиции.
Во-первых, оспариваемая норма статьи 24 закона "О воинской обязанности и военной службе" является неопределенной. Проведенный СПЧ анализ показал, что российские суды по-разному истолковывают закон. В ряде случаев суды субъектов РФ применяют оспоренную норму буквально, не допуская третьей отсрочки для призывников, достигших совершеннолетия до окончания школьного обучения, поступающим на программу магистратуры в год окончания обучения по программе бакалавриата. В других регионах суды допускают третью отсрочку для призывников, достигших совершеннолетия до окончания школьного обучения, поступающим на программу магистратуры в год окончания обучения по программе бакалавриата. Разрешившие третью отсрочку суды в своих решениях указывали на недопустимость ставить реализацию права на отсрочку от призыва в зависимость от времени наступления совершеннолетия — до или после получения среднего образования.
Во-вторых, СПЧ заявляет аргумент о нарушении конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом. "Все лица, получающие высшее образование после получения школьного образования, должны иметь возможность продолжения обучения по программам бакалавриата и магистратуры вне зависимости от того, пришлось ли им воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу в период получения среднего общего образования из-за достижения ими совершеннолетнего возраста. Установление правового регулирования, предполагающего, что граждане, достигшие совершеннолетия при обучении в школе, должны воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу для того, чтобы иметь возможность реализовать свое право на получение среднего образования, не может лишать их доступа к получению высшего образования на таких же началах, которые установлены для всех остальных", — подчеркивают правозащитники.
В-третьих, направленное в КС заключение содержит довод о том, что ограничение права гражданина на получение высшего образования в качестве правового последствия обжалуемой нормы не обусловлено его свободным выбором или поведением. Как поясняет СПЧ, необходимо учитывать, что возраст поступления в школу, а также месяц достижения лицом совершеннолетнего возраста является обстоятельством, на которое гражданин не может повлиять и которое не связано с его волей.
Заседание по жалобе Спиридонова и запросу Бугльминского суда состоялось в КС в четверг 29 марта. В ходе заседания представители Государственной думы, Совета Федерации и президента РФ не согласились с тем, что оспариваемая норма противоречит Конституции РФ.