Законопроект о ратификации конвенции Международной организации труда (МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» на днях был внесен в Государственную Думу РФ. Международный акт, содержащий ряд стандартов в области социального обеспечения, предполагает возможность частичного присоединения к конвеции. Один из разделов конвенции посвящен пенсиям по старости, для которых установлен размер выплат в 40% от предыдущего заработка работника.
РАПСИ представляет краткий обзор положений конвенции, которые может принять Россия, а также мнение опрошенных экспертов по трудовому праву по некоторым вопросам возможной ратификации.
Конвенция МОТ
Правительство РФ в июне направило в Государственную Думу РФ законопроект о ратификации конвенции МОТ № 102. Конвенция вступила в силу в 1955 году и в настоящее время ратифицирована 55 государствами, среди которых большинство развитых стран Европы, Израиль, Япония, Мексика, Бразилия, Сенегал. Положения конвенции предусматривают установление минимальных стандартов социальных выплат в государствах-участниках. Среди разделов — медицинское обслуживание, семейное обеспечение, обеспечение по материнству, болезни, инвалидности и старости, а также на случаи безработицы, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и потери кормильца.
Каждое государство, выразившее волю присоединиться к конвенции вправе выбрать не менее трех разделов о видах обеспечения. Предложенный Правительством РФ вариант ратификации конвенции предусматривает принятие международных обязательств по следующим специальным разделам: «Медицинское обслуживание», «Обеспечение по болезни», «Обеспечение по старости», «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», «Обеспечение по материнству», «Обеспечение по инвалидности» и «Обеспечение по случаю потери кормильца». Законопроект не предусматривает участие России в обязательствах по гарантиям, связанным с семейным обеспечением и выплатам по безработице.
Пенсии
В связи с обсуждением реформы социального обеспечения в России и повышенным вниманием к инициативе повысить возраст выхода на пенсию, особый интерес представляют положения Конвенции о нормах обеспечения по старости.
Международный акт устанавливает, что по общему правилу возраст выхода на пенсию не должен превышать 65 лет. При этом допускается установление иного возраста, однако такое решение органов власти должно учитывать показатели работоспособности пожилых лиц в государстве. Государствам предоставляется право приостанавливать либо снижать уровень пенсионного обеспечения для лиц, чьи доходы превышают установленные значения. Количество граждан, имеющих право на выплаты по старости, в соответствии с конвенцией может быть ограничено. Государства вправе установить процент от числа наемных работников (не ниже 50%), экономически активных граждан (не менее 20% населения страны) либо обеспечивать пенсиями всех жителей, чей доход не превышает значений, которые рассчитываются в соответствии с нормами международного акта.
Типовой бенефициарий — в данном случае получатель пенсии — мужчина с женой пенсионного возраста на иждивении. Покрываемый риск или размер пенсии — 40% от прежнего заработка. Максимальный размер прежнего заработка устанавливается так, чтобы обеспечить пенсии в соответствующем объеме лицам, чей прежний заработок равен или ниже заработной платы наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом.
Конвенция предлагает государствам выбор в установлении условий, необходимых для получения защищенными лицами выплат по старости. Это может быть 30-летний стаж уплаты пенсионных взносов или работы по найму, 20-летний срок проживания, достижение установленного количества среднегодовых взносов. Размер покрываемого риска в 40% от прежнего заработка может быть пропорционально уменьшен при невыполнении указанных условий для граждан со стажем работы или уплаты взносов больше 10, но меньше 30 лет.
Россия готовится к ратификации
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, разделы конвенции, обязательства по которым предлагается принять, не содержат иных правил чем те, которые предусмотрены действующим российским законодательством.
«Ратификация Конвенции Российской Федерацией продемонстрирует намерения нашей страны в части подтверждения ее приверженности принципам и нормам международного права и международной практики в области социального обеспечения. Российская Федерация гарантирует применение признанных международных норм, что жизненно важно для населения страны и не может не влиять на общественно-политическую обстановку», — отмечает Правительство РФ, говоря о необходимости присоединиться к международному акту.
Для выполнения требований конвенции, необходимо принять значения среднемесячной начисленной заработной платы работника мужского пола, занятого ручным трудом. Данный показатель будет использован для дальнейших расчетов размера пенсий и коэффициентов, связанных с наличием иных выплат у пенсионера либо его супруга. Правительство указывает, что проведением необходимых исследований и расчетов займется Росстат.
Комментарии экспертов
В кулуарах конференции издательского дома «Коммерсантъ», посвященной актуальным вопросам трудового права, корреспондент РАПСИ поинтересовался отношением экспертов к конвенции, которую предлагает ратифицировать Правительство РФ.
«Как юрист, как специалист в области трудового права я считаю, что любые международные документы, независимо от срока их принятия, должны быть имплементированы и внедрены в практику уже с учетом современных реалий», — заявил РАПСИ первый заместитель Фонда социального страхования РФ Евгений Писаревский.
Представитель Фонда также подчеркнул, что конвенция охватывает более широкий спектр вопросов помимо социального страхования. Меры по компенсации утраты трудоспособности и потере кормильца Фонд уже реализует в той или иной степени, отметил Писаревский. Эксперт обратил внимание и на то, что принятие международного акта затрагивает вопрос страховой модели в целом, но проработка предложений о новом статусе Фонда уже ведется.
Заместитель регионального директора по персоналу ПСМА Рус Сергей Гарифуллин на конференции рассказал о некоторых тенденциях в профсоюзном движении России. Как отметил спикер, в Европе тема профсоюзов неразрывно связана с трудовыми протестами, но за последние 10 лет российские профсоюзы показали, что тоже умеют протестовать. Согласно мониторингу Центра социально-трудовых прав, в 2017 году наблюдалась тенденция к снижению количества трудовых протестов, но на докризисный уровень их число не вернулось и по-прежнему оставалось высоким. Проводившие исследование специалисты связали некоторое снижение протестов с предвыборным циклом, в ходе которого надзорные органы более оперативно реагировали на нарушение трудовых прав. Основные причины протестов остались прежними — долги по зарплате, низкие размеры оплаты труда, политика руководства предприятий. Гарифуллин обратил внимание на две тенденции — увеличение количества протестов в неформальном секторе экономики (строительство, ЖКХ, транспорт) в прошлом году и сближение «традиционных» и «прогрессивных» профсоюзов. Заместитель регионального директора по персоналу ПСМА Рус привел пример с недавним заседанием Российской трехсторонней комиссии (РТК), где профсоюзная сторона выступила против повышения пенсионного возраста.
После конференции Гарифуллин поделился мнением по поводу того, может ли ратификация конвенции МОТ №102 повлиять на градус неприятия пенсионной реформы профсоюзами.
«Все зависит от того, какой будет кампания по ратификации. Когда в 2010 году ратифицировали конвенцию МОТ об отпусках, поднялся шум, появлялись громкие заголовки о том, что «отпуска сгорают». На самом деле, ничего практически не изменилось на тот момент, но СМИ использовали кампанию по ратификации таким образом, что градус накалялся, и обычные, рядовые работники, которые не понимали, о чем идет речь, шли за разъяснениями в профсоюзы, которые при желании всегда могут манипулировать какими-либо изменениями», — заявил собеседник.
Гарифуллин отметил, что пока нет четкого понимания, к чему именно придет пенсионная реформа, нельзя говорить о влиянии ратификации конвенции на вопрос изменения возраста выхода на пенсию.
«Насколько я понимаю, сложилась неоднозначная ситуация, нам высказали намерение, объявили о том, что решение принято, но закон не принят. Мне кажется, власти не совсем ожидали такой реакции, общегражданской и профсоюзной. На заседании РТК и в СМИ профсоюзы выступили против повышения пенсионного возраста. Представители бизнеса запросили дополнительную статистику, анализы. Все будет зависеть от того, каким образом решение будет оформлено юридически, и на какие уступки пойдет власть. Есть негласное поручение попытаться найти консенсус между тремя партнерами по РТК — властью, работодателями и профсоюзами», — прокомментировал ситуацию Гарифуллин.
По мнению эксперта, ратификация Конвенции № 102 однозначно может повлиять на бизнес и работу юристов на предприятиях, но на глобальном уровне нужно смотреть, в какой части будет принят международный акт, какие инструменты будут внедрены сразу, а на реализацию каких потребуется время, как будет устроено финансирование социальных обязательств. Гарифуллин обратил внимание на то, что в целом за последние десять лет о трудовом праве в России стали говорить чаще, о чем свидетельствует и большое количество конференций по обсуждению вопросов в данной сфере. Работники изучают свои права, есть исследования о трудовых протестах, и компаниям необходимо уделять больше внимания трудовому законодательству. Трудовое право становится актуальным еще и потому, что все больше и больше работодателей приходят к восприятию работников как своего основного актива, заключил эксперт.
Олег Сивожелезов