МОСКВА, 15 июл - РАПСИ. Театр на Таганке, большая часть спектаклей в котором поставил его бывший директор и худрук Юрий Любимов, может лишиться этой части репертуара, если он захочет ввести запрет на их использование, считают российские юристы, опрошенные агентством РАПСИ/infosud.ru.
Соответствующее заявление о возможном запрете играть созданные им постановки Любимов озвучил в интервью BBC. Экс-худрук "Таганки" подал заявление об уходе после июньского конфликта с труппой, с 1 июля он находится в отпуске для того, чтобы 16 июля, с завершением сезона, официально покинуть должность. В среду, 13 июля, артисты Таганки провели общее собрание, на котором единогласно выдвинули кандидатуру Валерия Золотухина на пост исполняющего обязанности худрука театра.
Практически все спектакли в репертуаре Таганки поставлены его директором и худруком Любимовым, основавшим театр в 1964 году. В частности, он - автор таких знаменитых спектаклей, как "Добрый человек из Сезуана", "Десять дней, которые потрясли мир", "Поэт Владимир Высоцкий", "Павшие и живые", "Мастер и Маргарита".
Классика и старые постановки останутся
По мнению юриста Ирины Тулубьевой, представляющей интересы певицы Эдиты Пьехи, Любимов, как режиссер-постановщик, "волен разрешать и запрещать постановку созданных им пьес любым третьим лицам" и, поскольку он и режиссер, и худрук и основатель, то наверняка в его договорных с театром отношениях ничего неудобного для него нет.
Она напомнила, что часть 4 Гражданского кодекса, вступившая в силу с 1 января 2008 года, вводит такое понятие как "служебное исполнение", при котором авторские права принадлежат работодателю.
"Если в его служебные обязанности входила постановка спектаклей, в трудовом договоре было прописано, что он должен создавать определенное количество спектаклей в отведенный период времени, то на ряд постановок, созданных после 1 января 2008 года, права могут быть у работодателя. Это в случае, если в договоре не предусмотрено иного", - пояснила Тулубьева, добавив, что в случае, если Любимов заключал долгосрочный договор с театром, то его сложно будет расторгнуть.
При этом, по ее словам, запрет на постановку "не распространяется на классику, самые известные его постановки прошлых лет".
Придется договориться
"Очевидно, что сторонам придется договариваться, ведь запрет Любимова играть созданные им постановки означает, что театр не сможет работать", - считает Тулубьева.
По ее мнению, в спор должны вмешаться третьи лица - органы власти, которым подведомственен театр, например, департамент культуры правительства Москвы.
"Как посмотрит власть на эту ситуацию, готова ли она "разрулить" этот конфликт. Ведомства, которые занимаются культурой, должны озадачиться этим вопросом, а не самоустраняться", - заключила юрист.
С ней согласна ее коллега, адвокат Жанна Смаль, защищавшая интересы телеведущей Ксении Собчак.
"Если с Любимовым не договориться, то он может запретить играть свои постановки, ситуация для театра складывается сложная", - заявила РАПСИ Смаль.
По ее мнению, режиссер обладает смежными авторскими правами, ведь есть еще и автор сценария, и автор произведения, по которому поставлен спектакль.
"Но поскольку спектакль - неделимое произведение, то Любимов, в данном случае, вполне имеет право запретить ставить свои пьесы и дальше" - отметила Смаль.
Возможен прецедентный судебный процесс
В свою очередь представлявший интересы писателя Эдуарда Успенского адвокат Денис Кремер заявил РАПСИ, что, скорее всего, отдельный авторский договор на каждую постановку, созданную Любимовым, не заключался. "Значит, он выполнял свою работу на основании трудового договора в порядке выполнения служебных обязанностей. Но опять же, формально, постановка спектаклей в качестве режиссера, это вряд ли должностные обязанности. Так как постановка спектакля - это процесс творческий, и я не думаю, что в должностные обязанности входит систематическая обязанность Любимова ставить спектакли", - сказал Кремер.
Поэтому, по мнению адвоката, шансы у Любимова запретить использовать произведения, созданные им как режиссером-постановщиком, есть.
"Если Любимов захочет, то, скорее всего, это будет длительный судебный процесс, прецедентный для России. Все зависит от того, в рамках чего (авторского договора или трудовых обязанностей) он выполнял свою работу в качестве режиссера", - отметил собеседник агентства.