МОСКВА, 11 янв - РАПСИ. Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) об обязании властей России устранить "бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство" условия содержания подозреваемых и обвиняемых в СИЗО справедливо, однако оно не способно решить проблему, считают опрошенные агентством РАПСИ/rapsinews.ru известные адвокаты.
Страсбургский суд обязал Россию разработать меры, направленные на сокращение числа арестов подследственных и повышение эффективности рассмотрения их жалоб на условия содержания. Суд также отметил необходимость улучшение условий содержания подследственных в СИЗО.
Так, ЕСПЧ требует повесить шторки или поставить стенки вокруг туалетов, убрать плотную сетку на окнах, которая ограничивает доступ дневного света, и увеличить количество банных дней. Суд также считает необходимым установить максимальный лимит наполняемости для каждого СИЗО, который будет не ниже российской нормы в четыре квадратных метра на человека, и периодически пересматривать его с целью избежать перенаселения изоляторов.
По мнению защитников, властям проще продолжать платить компенсации по решению ЕСПЧ, чем менять уголовно-исправительную систему, тем более, что на это потребуются колоссальные финансовые вложения и не один десяток лет.
В корне ничего не изменится
Адвокат Алексей Демин усомнился в том, что за Россией после вынесенного решения ЕСПЧ последуют действия. "Возможности давления на заключенных в изоляторах у нас, в России, огромные. Подход дифференцированный: помогаешь - отношение будет лояльным, нет - нет. В европейских странах такое невозможно", - говорит адвокат, добавляя, что за один раз эта проблема не решается, и в принципе "в корне ничего не изменится".
По мнению защитника Алексея Мельникова, справедливость вынесенного ЕСПЧ решения очевидна. "Когда люди спят в три смены, а больные находятся со здоровыми - это ничто иное, как пытки. Исполнение решения ЕСПЧ требует значительных финансовых и организационных вложений. Для этого потребуется десятки лет", - полагает Мельников. Главное, продолжил он, - это желание перемен со стороны властей. "К сожалению, многим власть имущим сложившаяся система очень выгодна", - считает адвокат.
Одним из способов поправить ситуацию, по мнению Мельникова, является применение альтернативных мер пресечения: домашних арестов, электронных браслетов. "При сегодняшних технических возможностях человека можно изолировать от общества, не помещая в СИЗО", - сказал он.
Адвокат Кирилл Бельский в свою очередь отмечает, что в Европейской конвенции по правам человека есть статьи, которые всегда работают по отношению к российским заключенным. "Эти статьи как раз о гарантии отсутствия бесчеловечных условий, но нормы эти у нас не соблюдаются, а суд просто обязывает страну выплачивать компенсации потом", - говорит адвокат, добавляя, что "ничего нового ЕСПЧ не сказал". Кроме того, по мнению Бельского, одним днем решить эту проблему невозможно.
Адвокат Ирина Хрунова считает, что ЕСПЧ принял такое решение, поскольку "ему надоело 12 лет выносить аналогичные решения по каждому конкретному случаю". "Я в одном решении прочитала, что суд верит заявителю, так как ранее рассматривал подобную жалобу из этого же СИЗО. Понимаете? В лицах уже суд узнает", - говорит Хрунова. Тем не менее, адвокат полагает, что вынесенное решение ничего не изменит.
"Если на протяжении такого огромного времени Россия выплачивает компенсации за нарушение прав - и это ни на что ее не сподвигло, то каких глобальных перемен стоит ждать?", - отмечает Хрунова.
Разруха в головах
Адвокат Оксана Михалкина считает, что изменение сложившейся ситуации возможно только в том случае, если на 100% будет изменен состав "от низов до самого верха правоохранительных и карательных органов". "Главная причина - разруха в головах. У нас к лицам, которые еще не признаны преступниками, обращаются, будто они таковые. Полное игнорирование презумпции невиновности! Если не изменить состав МВД, ФСИН - ничего не изменится, решение останется только на бумаге", - говорит адвокат, отмечая, что само признание проблемы на международном уровне должно быть сигналом для руководства страны к необходимости перемен.
Защитник Андрей Штанько считает, что бесчеловечные условия в СИЗО в нашей стране во многом создаются искусственно. "Людям отказывают в передаче медицинских препаратов, отказывают в телефоне. Эту систему уже давно пора менять, и ЕСПЧ подтвердил лишний раз, что этот вопрос для нас актуален", - говорит адвокат.
По его мнению, сейчас главное, чтобы Россия не забыла о решении суда. "Некоторые власть имущие у нас полагают, что ЕСПЧ - прозападная организация, которая вмешивается во внутреннюю политику страны. Если под таким "соусом" будет воспринято и это решение - ничего не изменится. Правозащитники должны не забывать об этой проблеме, напоминать о ней каждый раз, и тогда какой-нибудь президент в будущем займется решением этого вопроса", - заключает адвокат.
Системная проблема
ЕСПЧ в пилотном постановлении также обязал Россию в течение года со дня вступления постановления в силу возместить ущерб всем пострадавшим от бесчеловечных или унижающих достоинство условий содержания в российских СИЗО.
Пилотное постановление было принято после рассмотрения жалобы Сергея Ананьева, Геннадия Баширова и Гюльнары Башировой, которые в период с 2005 по 2008 год содержались в СИЗО в разных регионах России в ходе уголовных процессов над ними.
В 2007 году Ананьев провел почти два месяца в 15-метровой камере смоленского СИЗО. Камера была рассчитана на 13 человек, но фактически в ней содержалось до 20 заключенных. В свою очередь двое других заявителей содержались в разных камерах астраханского СИЗО и утверждали, что все они были переполнены.
Заявители утверждали, что российские власти нарушили Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод в связи с тем, что их содержали в переполненных камерах и они не могли добиться ни улучшения условий содержания, ни адекватной компенсации.
Суд признал их требования обоснованными и признал Россию нарушившей статью 3 конвенции (запрещение пыток), согласно которой никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. В связи с этим ЕСПЧ взыскал с РФ в пользу Ананьева 2 тысячи евро, а в пользу Баширова - почти 14 тысяч евро.
Проанализировав более 80 решений по вопросу бесчеловечных условий содержания в российских СИЗО, принятых судом с 2002 года, и отметив, что более 250 подобных жалоб еще ждут рассмотрения, ЕСПЧ заключил, что проблема имеет структурную природу. Поэтому после рассмотрения жалобы Ананьева и Башировых суд решил принять пилотное постановление и дать конкретные указания, призванные помочь российским властям и Комитету министров Совета Европы в его исполнении.