ЦИК принял документы инициативной группы для выдвижения Алексея Навального кандидатом в президенты России. Поскольку эта формальная процедура никак не может отменить незаконность его участия в выборах, вызывает вопрос в целях этого жеста. Чтобы найти ответ на этот вопрос РАПСИ изучило события 24 декабря в правовом контексте. 

Блогер Алексей Навальный 24 декабря подал в Центризбирком (ЦИК) России подписи инициативной группы для выдвижения кандидатом в президенты России. ЦИК принял их так же, как по закону обязан принимать заявки у любого гражданина РФ. Теперь в течение пяти дней будет произведена проверка документов и ЦИК вынесет решение о регистрации или отказе в регистрации инициативной группы.

Потемкинские собрания

Из заявлений Навального может создаться убеждение, будто документы для выдвижения были собраны инициативными группами в двух десятков городов. Однако простейшая проверка процедуры прошедших в воскресенье собраний показывает, что таковой цели не было даже в планах Навального. Присутствие представителей нотариата было подготовлено сотрудниками его штаба только Москве. Соответственно, остальные мероприятия могли преследовать исключительно пропагандистские цели.

Возникает вопрос о причинах отказа Навального от статуса "всероссийского выдвиженца", ограничившись поддержкой столичной команды. Вероятно, решение не придавать собраниям в других городах легальный статус обосновано тем, что Навальный объективно оценил их возможную численность. Даже при самых оптимистичных прогнозах собрать минимально необходимую численность удалось бы лишь примерно в половине из заявленных городов, куда для этой цели, по словам многочисленных источников, были свезены волонтеры из соседних регионов. 

В восьми из двадцати городов России, где состоялись встречи Навального с якобы его потенциальными избирателями, количество пришедших поддержать его кандидатуру не превысило двух третей от необходимой численности. Так, в Волгограде, Самаре, Ижевске, Воронеже, Ростове-на-Дону, Красноярске, Владивостоке и Тюмени мероприятие Навального посетили от 230 до 320 человек. 

Максимальная посещаемость наблюдалась в Санкт-Петербурге, где на встречу с оппозиционером пришли полторы тысячи человек. В Уфе явка его сторонников составила ровно пятьсот человек, в Ярославле и Иркутске - 550 и 650 соответственно. По словам источников, подавляющее большинство собравшихся (в т.ч. в Москве) были сотрудниками штабов, но в законах на этот счет нет никаких ограничений. Так что в этих городах, собравшиеся 24 декабря под знаменами Навального, вполне могли бы назвать себя "инициативной группой по выдвижению кандидата в президенты". Однако юридически это оформлено не было. Вряд ли это случайность, ведь Навальный называет себя профессиональным юристом. 

Вероятно, причина в сомнительном правовом статусе собранных там подписей. "В трети городов количество собранных подписей феноменальным образом превышает количество участников собраний. Например, в Волгограде присутствовали 230 человек, а подписей было собрано 791. В Красноярске были 350 человек, а подписей собрали 630. Из всех 20 собраний совершенно необходимые для регистрации подписей нотариусы были только на одном, а именно в Москве", - сообщил РАПСИ адвокат Дмитрий Аграновский.

Судимые кандидаты

Таким образом, претендовать на легальность может только одно собрание в Москве. Впрочем, это не имеет большого значения, ведь факт доставки в ЦИК России документов желающими принять участие в кампании по выборам президента РФ не означает автоматического превращения их в кандидатов.

"Как известно, все документы, поступившие от любого гражданина на рассмотрение в ЦИК России, проходят обязательную проверку на полноту представленных сведений, которая, в том числе, включает в себя запросы в государственные органы о достоверности предоставленной информации", - сообщил РАПСИ член ЦИК России, секретарь рабочей группы по приему и проверке избирательных документов Евгений Шевченко. 

Только после всестороннего рассмотрения представленных документов и их проверки ЦИК России может официально зарегистрировать гражданина в качестве кандидата на выборах либо отказать ему в этом. "Любые другие трактовки лишь вводят избирателей в заблуждение", - заключил Шевченко.

Одним из оснований для отказа в регистрации служит отсутствие пассивного избирательного права, в т.ч. наличие непогашенной судимости по тяжким и особо тяжким статьям УК РФ. По словам адвоката Алексея Мельникова, Навальный сознательно искажает толкование Конституции, которая не позволяет баллотироваться человеку, отбывающему наказание. Навальный утверждает, что раз он осуждён условно, то право избираться имеет, а касается закон тех, кто лишен свободы и отбывает наказание в колонии. "То есть, по его мнению, человек, совершивший преступление и осужденный за это, имеет право управлять страной", - сказал Мельников.

Глава ЦИК Элла Памфилова еще до подачи документов инициативной группы Навального подтвердила, что он неверно трактует Конституцию РФ. Памфилова подчеркнула, что человек, условно осужденный за преступление, которое квалифицируется как тяжелое, не имеет права участвовать в выборах. В то же время она отметила, что Навальный сможет стать кандидатом на выборах президента России в 2028 году.

В ноябре председатель ЦИК РФ сообщила, что за последние 3,5 года около 250 кандидатов, указавших сведения о своей судимости, не были допущены на выборы разного уровня, так как на день голосования не прошло 10 лет (при тяжких) или 15 лет (при особо тяжких преступлениях) с момента снятия или погашения таких судимостей.

Кроме Навального, в ходе нынешней избирательной кампании документы в ЦИК на предмет участия в ней уже подали еще два кандидата с судимостью: бизнесмен Сергей Полонский и журналист Олег Лурье. Глава ЦИК рассказала, что каждый случай с судимым кандидатом рассматривается в индивидуальном порядке. 

В марте 2009 года Тверской суд Москвы приговорил Лурье к восьми годам заключения, признав его виновным в вымогательстве у Владимира Слуцкера, занимавшего тогда пост сенатора от Чувашской Республики, денег за непубликацию информации, порочащей Ольгу Слуцкер, которая на тот момент была женой чиновника. По версии обвинения, за то, чтобы не размещать провокационный материал, Лурье потребовал передать ему 50 тысяч долларов. Позднее Мосгорсуд снизил наказание до четырех лет и в 2012 году Лурье вышел на свободу.

Полонский был осужден на 5 лет лишения свободы и освобожден от наказания в связи с истечением срока давности. Судом и следствием установлено, что Полонский, возглавлявший ранее одну из крупнейших в России строительных компаний "Миракс Групп", похитил денежные средства граждан — участников долевого строительства многоквартирных домов. Предполагаемый ущерб от действий Полонского по эпизоду со строительством "Кутузовской мили" составляет 2,4 миллиарда рублей, по эпизоду с "Рублевской Ривьерой" — 256 миллионов рублей.

Главное отличие Навального от Лурье и Полонского в том, что срок его наказания еще не закончился, а также в том, что он отказывается соблюдать требования российских законов в части избирательного права.  

Бизнес на сторонниках

Адвокат Сталина Гуревич настаивает на том, что любая агитация Навальным за себя в качестве президента, попытка сбора подписей или денег - все это незаконно и априори является обманом людей. "Ему запрещено баллотироваться в президенты, это все дешёвый популизм и развод на деньги. Вопрос к Следственному комитету, почему так происходит", - сказала она. 

Дмитрий Аграновский в свою очередь убеждён, что Навальный так действует, поскольку это "его работа и ему за это платят".

"Никуда он выдвигаться не может, в выборах участвовать не может и не будет, он вводит людей в заблуждение и дискредитирует избирательный процесс… Если его профинансируют, он и подсчёт голосов сымитирует", - сказал Аграновский.

Видимо, именно здесь и кроется реальная причина, мотивировавшая Навального подать документы на рассмотрение ЦИК. Эксперты полагают, что этот бесперспективный в правовом поле жест может рассматриваться как попытка ухода от реальной финансовой ответственности за незаконный сбор средств с граждан на цели несуществующей избирательной кампании. 

Напомним, что первые прецеденты по привлечению Навального и его штаба к ответственности за эти действия, которые могут быть признаны мошенническими, уже созданы в практике российских судов. В частности, 29 ноября Савеловский районный суд Москвы удовлетворил иск Михаила Костенко с требованием вернуть ему 50 тысяч рублей, которые он пожертвовал на президентскую кампанию Навального.

Когда истец узнал, что Навальный имеет непогашенную судимость и в соответствии с законом не может принимать участие в президентских выборах, он стал сомневаться, что его денежные средства будут использованы по назначению, пояснил адвокат Костенко Илья Ремесло.

"Кроме того, сомнения вызвал факт неоднократных поездок Навального за границу при отсутствии трудовой деятельности", — обосновал позицию истца Ремесло.

Представитель ответчика в суде пояснил, что денежные средства расходуются на открытие и функционирование штабов Навального, а также на поездки политика по стране.

Получается, прошедшие 24 декабря "собрания в поддержку выдвижения Навального" имели, за исключением московской встречи, только один практический смысл: продемонстрировать, на случай дальнейших исков, наличие штабов Навального в разных городах страны, на которые якобы и тратятся пожертвования сторонников. 

Возможно, именно поэтому прошедшим в воскресенье встречам намеренно не был придан легальный статус, на них не пригласили нотариусов, чтобы никто не подсчитал и не определил статус присутствующих, места их проживания. Иначе слишком велик был бы риск, что реальное (мизерное) количество членов в этих штабах оказалось бы частью доказательств, которые могут быть использованы в судах как улика в пользу версии о растрате на частные цели пожертвований на несуществующую избирательную кампанию.

Валерий Ермолин