МОСКВА, 29 дек — РАПСИ. Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ выступила с критикой законопроекта, предусматривающего наделение руководителей органов Федеральной службы безопасности (ФСБ) правом возбуждать уголовные дела в отношении адвокатов, прокуроров и следователей, об этом сообщается на сайте организации.
ФПА подготовила отрицательный отзыв на законопроект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), внесенный в Государственную Думу РФ членом Совета Федерации Алексеем Александровым.
Новые полномочия для Генерального прокурора и ФСБ
Смысл законопроекта состоит в том, чтобы предоставить Генеральному прокурору РФ и его заместителю право по ходатайству ФСБ изымать любое уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, выявленном органами госбезопасности, и поручить им дальнейшую работу с данными документами и проведение следствия. Если инициатива будет реализована, то ФСБ получит право проводить проверку и работать с делами, изъятыми из производства любых органов предварительного расследования (кроме следственных органов самой ФСБ).
Законопроект также предлагает расширить полномочия ФСБ за счет изменения статьи 448 УПК РФ. Действующая редакция пункта 10 части 1 статьи 448 УПК устанавливает, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката, прокурора города или района, руководителя и следователя следственного органа по городу или району может принять только руководитель следственного органа Следственного комитета (СК) РФ по субъекту. Если речь идет о прокурорах и следователях более высокого уровня, то решение о возбуждении уголовного дела в их отношении принимает председатель СК РФ или его заместитель. Проект поправок предлагает предоставить руководителям следственных органов ФСБ право возбуждать дела в отношении лиц, указанных в пункте 10 части 1 статьи 448 УПК, при наличии поручения от Генпрокурора.
Как гласит пояснительная записка, предлагаемые изменения позволят повысить эффективность и объективность предварительного следствия по ряду уголовных дел, выявленных органами ФСБ.
Доводы ФПА против законопроекта
Представители адвокатуры отметили, что пояснительная записка к законопроекту содержит заявление о повышении эффективности и объективности предварительного следствия в случае предоставления ФСБ новых полномочий. Как подчёркивают в ФПА, авторы инициативы не объясняют, почему необходимо изменить существующий порядок возбуждения и расследования уголовных дел, и каким именно образом реализация законопроекта позволит достичь положительных результатов.
Второй довод ФПА — уход от курса на создание единого независимого следственного органа в РФ. В отзыве говорится о том, что новые полномочия ФСБ в области предварительного расследования фактически влекут отказ от целей, на достижение которых была направлена реформа правоохранительных органов.
Главная претензия ФПА к законопроекту выражается в опасениях адвокатского сообщества о снижении уровня объективности при расследовании дел органами ФСБ. По мнению ФПА, одним из достоинств СК является отсутствие оперативной деятельности среди функций органа. У ФСБ имеются собственные оперативные подразделения, заинтересованные в том, чтобы их работа была результативной и заканчивалась возбуждением дел и привлечением объектов разработки к ответственности. Таким образом, внутри ФСБ есть риск давления на следователей со стороны оперативных сотрудников, считают в адвокатском сообщества. Кроме того, в ФПА считают, что вопреки заявлениям авторов законопроекта, его реализация все же потребует выделения средств из бюджета, поскольку дополнительные полномочия повлекут за собой увеличение штата сотрудников ФСБ.