МОСКВА, 30 авг - РАПСИ. Российский рынок юридических услуг проходит этап трансформации, он серьезным образом изменился в том числе в связи с уходом иностранных фирм – так называемых «ильфов», занимавших определенную нишу, и общей потребностью в перенастройке бизнеса. Некоторые практики потеряли актуальность, другие, наоборот, стали более востребованными в условиях санкций и контрсанкций. Эти и многие другие вопросы обсудили участники «Юридического бизнес-форума: лидеры и новая реальность».

Первая волна неопределенности прошла, и кто-то уже так или иначе выигрывает в ситуации, кто-то проигрывает, отметил президент «Центра стратегических разработок» (ЦСР) Владислав Онищенко. Впрочем, по его мнению, это не означает, что уже через полгода все останется на своих местах - с высокой вероятностью ситуация может перевернуться ровно наоборот.

По словам Онищенко, говоря о рынке юридических услуг и перспективах тех или иных практик, можно ориентироваться на состояние секторов экономики.

«Как это не удивительно, но компании энергетического сектора, казалось бы, находящиеся на пике санкций, если не брать в расчет угольный сектор, в общем и целом, в деньгах потерял не сильно. Что касается промышленности, ситуация намного более сложная. Если брать такие близкородственные отрасли, как цветная и черная металлургия, то цветная в каком-то смысле выиграла, а черная проиграла, - пояснил глава ЦСР. – При этом российский рынок по-прежнему крепко связан с мировым: доля внешней торговли в экономике, если упала, то не сильно, и снизился только импорт».

Соответственно, спрос сейчас и в будущем на юридические услуги, связанные с внешнеторговой деятельностью, просто видоизменился и, очевидно, будет видоизменяться и дальше, - отметил Онищенко.

По его словам, усиливается значение стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в торговле и экономике России, в связи с чем можно ожидать увеличение потребности в экспертах с соответствующей специализацией.

«Специфические страны, которые будут доминировать или увеличивать свое присутствие в нашей внешнеэкономической деятельности, явно будут предметом для юридической проработки», - пояснил спикер.

Кроме того, по его словам, все, что касается санкций, инвестирования, привлечения денег, выхода из капитала, вопросов, связанных с формами корпоративных взаимоотношений с участием иностранных инвесторов или российских инвесторов, которые пытаются диверсифицировать свои вложения, в перспективе будет привлекательной сферой для специалистов. Причем сам рынок юридических услуг в полной мере ощутит на себе проблемы с финансированием, уверен глава ЦСР.

«Одна из проблем, которая проявится, если она еще не проявилась, - это финансирование текущей деятельности, инвестиций в юридический рынок. Если раньше во многом можно было опираться в какой-то степени на компетенции зарубежных специалистов, то теперь определяющим в вопросе финансирования деятельности, привлечения долгосрочных инвестиций в развитие юридической отрасли и связанного с этим бизнеса, очевидно, будет видоизменение источника финансирования и источника компетенций», - отметил Онищенко.

Резюмируя, он не исключил, что на юридическом рынке можно ожидать укрупнения бизнеса. По крайней мере, консолидация наблюдается в сфере экономического консалтинга, в результате чего удается обеспечить инвестирование в развитие хотя бы на какое-то время.

Управляющий партнер Коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Ковалев, в свою очередь, не смог припомнить ни одного случая объединения юрфирм за последнее время: «Если посмотреть на тенденции на юридическом рынке, в марте было много разговоров на предмет того, что сейчас начнем объединяться, укрупняться, будем поддерживать друг друга и помогать друг другу, но у меня нет ни одного примера».

«Появляется большое количество небольших юридических фирм, то есть, по сути, происходит дробление, и это определенно тенденция. Более того, это общая тенденция юридического рынка последних нескольких лет, - отметил спикер. - При этом всегда есть дискуссия на тему того, в какой форме проще выживать. Очевидно, что у большого бизнеса в теории больше возможностей для перестроения: если не работает одна практика, можно включить другую. С другой стороны, у большого бизнеса, как правило, большие расходы, и в единицу времени он не может сжаться и пережить сложную ситуацию».

По словам Ковалева, появилось определенное количество «среднеспециализированных» сильных компаний, которые становятся лидерами в своих направлениях, но при этом не создают профильный бизнес.

Обратил внимание Ковалев и на сегмент рынка «ильфов», который «практически исчез».

Основатель, управляющий партнер юридической группы «Яковлев и партнеры» Андрей Яковлев, в свою очередь, отметил, что многие бывшие сотрудники «ильфов» решили создать свои фирмы вместо того, чтобы влиться в устойчивые российские компании. И Яковлев видит в этом варианте развития определенные трудности: «Это новообразование, которое не имеет репутации и которое с трудом будет отвечать требованиям комплаенса со стороны крупных российских заказчиков. У таких компаний, по словам спикера, есть только индивидуальные характеристики специалистов, хорошие биографии и опыт».

Управляющий партнер юридической фирмы «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков также коснулся темы ухода с рынка «ильфов» и последствиях, которые уже ощущаются и с которыми еще предстоит столкнуться.

По словам Кулькова, до всех потрясений рынок разрешения споров можно было условно поделить на три сегмента. Топовый, в котором доминировали исключительно международные юридические фирмы (5-6 американских и около 5 английских), специализировавшиеся на международном коммерческом арбитраже по спорам с российским участием с требованиями от 10 миллионов долларов, а также занимавшиеся в исключительных случаях спорами в российских судах с требованиями от 20 миллионов долларов. Второй сегмент оставался за 10-15 иностранными юридическими компаниями поменьше и 10-15 крупнейшими российскими фирмами, занимавшимися спорами с требованиями от 1 миллиона долларов как в российских судах, так и в международном коммерческом арбитраже. Третий сегмент – это все прочие юридические фирмы и частнопрактикующие юристы.

С уходом и реорганизацией международных юридических компаний эти «этажи» сместились: топовый сегмент заняли юрфирмы второго уровня, что, по словам Кулькова, повлекло за собой резкий демпинг цен и падение качества услуг. «Сложно за меньшие деньги обеспечить качество, которое и дальше будет размываться», - полагает эксперт.

Следующий ожидаемый тренд, по его словам, - увеличение случаев коррупции: «Одним из главных достоинств международных юридических компаний были жесткие процедуры комплаенса. Если эта система комплаенса отчасти уходит из России, стоит ожидать расцвета коррупции».