Перестройка во второй половине XIX века российской судебной системы не состоялась бы без целого ряда следующих ей практически параллельно преобразований, среди которых одно из важнейших мест занимает акцизная реформа. Ей и посвящена очередная публикация о важных судебных преобразованиях прошлого.


В 1853 году в Самару прибывает новый губернатор Константин Карлович Грот. Образованный и энергичный, он ранее успел показать себя с лучшей стороны на посту в министерстве внутренних дел. Хозяином целой губернии Грот, при отсутствии крупных связей, относительно краткосрочном опыте администрирования и славе неподкупного чиновника, стал в довольно молодом возрасте. В губернии взялся за изведение казнокрадов и взяточников со всей страстью, не забывая при этом решать насущные задачи. При нем в Самаре был разбит прекрасный городской сад и устроена библиотека, установлено освещение мостовых и даже в тюрьме, благодаря его стараниями, впервые в России стали обучать грамоте и различным ремеслам.

Общественной язвой России, гниющей с XVII века, являлись так называемые винные откупы – система взимания косвенного налога, при котором право торговать алкогольными напитками, вином и водкой, отдавалось на откуп частным предпринимателям. Последние платили в казну заранее определенную сумму и получали прибыль за счет покупателей. Массовое введение винных откупов началось после указа 1765 года, по которому дворяне получали монополию на винное производство. 

Считается, что именно винные откупы легли в основу колоссальных капиталов крупнейших представителей русского купечества. Поскольку бизнес этот приносил фантастические деньги, торговцы вином не скупились на взятки. 

К чиновникам, не запятнанным в коррупции, в начале 1860-х годов относились как к подозрительным персонам. Честный бюрократ был настолько редким явлением, что его могли заподозрить в политической неблагонадежности. Противостоять укоренившимся в продажности «царькам», столоначальникам и прочему большому и мелкому властному люду, чьи карманы были набиты деньгами от откупщиков, честному губернатору было сложно. Поэтому Грот сделал ставку на молодых и привлек на службу университетскую поросль, составив из выпускников казанского университета часть административного персонала и тем оздоровив атмосферу в госучреждениях. В 1859 по стране значилось 147 объявленных откупов, ежегодный доход откупщиков в начале 1860-х годов превышал 220 миллионов рублей, что составляло примерно 40% государственных доходов. Крестьянство из-за винных откупов разорялось, что в 1850-х годах привело к открытым бунтам. Дело в том, что, нарушая договоренности и закон, откупщики спаивали народ отвратительной водкой, беря за нее втридорога и не обращая внимание на то, что люди мерли. Правительство отлично знало про творившееся беззаконие, но в винном деле крутились такие большие деньги, что все помалкивали. В год откупщики платили в казну чуть больше 127,769 миллиона рублей, получая при том около 600 миллионов рублей дохода. Власть они имели колоссальную и в столице, и в губерниях. Достаточно сказать, что однажды под их давлением министр финансов остановил борьбу с народным пьянством в Российской империи.

Грот действовал мудро. В газете «Губернские Ведомости» он напечатал условия, на которых работали откупщики и их таксу. Опубличивание привело к тому, что народ потребовал исполнения контрактных условий. Откупщики в ответ стали угрожать губернатору, писать на него жалобы в столицу. Петербургские чинуши заступили за своих кормильцев – взяткодателей. Министр финансов Княжевич потребовал смещения Грота. Группа откупщиков предложила самарскому губернатору взятку в немыслимую сумму – один миллион рублей. И получила отказ. Когда об этом узнал император Александр II, он лично предложил Гроту награду за честность в один миллион рублей. И тоже получил отказ, чем немало порадовал императора – реформатора.

4 июля 1861 года издается указ, отменяющий откупы, в стране вводится акцизная система. Организовать коллективы и осуществить первоначальное руководство процессом выстраивания акцизов было поручено Гроту, который набирал в команду людей по уровню их образования и честности. В первый же акцизный год государственная казна, вопреки воплям откупщиков, не только не потеряла доходов на 40 миллионов рублей, но даже получила сверху 40 миллионов. 

В1870 году Грот стал членом Государственного Совета и спустя время выступил с инициативами по судебно-тюремной реформе. В частности, благодаря ему была пересмотрена лестница наказаний. Много сил Грот отдавал благотворительности. На свои деньги построил в Санкт-Петербурге трехэтажный дом с мастерскими для десятков слепых. Последним его делом стала подготовка нового законопроекта об общественном призрении (милосердии), но из-за смертельной болезни он не успел довести дело до завершения.

Андрей Кирхин


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора