Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Лесные пожары, бушующие по всей России, обретают статус национального бедствия. Только за последние сутки полностью сгорело два населенных пункта и погибло десять человек. Версий причин возникновения такой катастрофической ситуации много, официально объявленных виновных пока нет. Хотя очевидно, единичные обвинения могут быть предъявлены лишь "козлам отпущения", на самом же деле к бедствию такого масштаба способны привести только стратегические ошибки на ведомственном или государственном уровне.

В Воронежской и Нижегородской областях сгорело около 1100 домов, полностью выгорели село Верхняя Верея и деревня Шернавка.

Стихийное бедствие? Бесспорно, но это не повод для смирения. Жара стояла три недели до появления больших пожаров. Была проведена за это время серьезная подготовка? Вопрос риторический, но требующий ответа.

Кто виноват?

Премьер-министр РФ Владимир Путин возлагает большую долю ответственности на местные власти.

"Рекомендую руководителям муниципалитетов, в отношении которых есть большие сомнения по доверию со стороны граждан, сложить с себя властные полномочия, а губернаторам создать рабочие группы и штабы во главе с одним из своих заместителей, которым поручить оперативную работу по взаимодействию с гражданами", - сказал премьер.

Таким образом, Путин на практике реализовал тезис, озвученный им 27 июля на селектором совещании по вопросу о принимаемых мерах по снижению количества природных пожаров:

"Напомню, что в соответствии с Лесным кодексом основные полномочия в сфере охраны и защиты делегированы субъектам Российской Федерации… Именно на региональных органах власти лежит ответственность за противопожарное обустройство лесов и другие мероприятии по охране, включая строительство и реконструкцию дорог, оборудование посадочных площадок для вертолетов, профилактические и другие необходимые мероприятия", - напомнил Путин главам регионов.

О высокой вероятности возникновения лесных пожаров задолго предупреждали синоптики, которые верно предсказали рекордные температуры, засуху и порывы ветра. Неужели, причина всех бед в том, что региональные чиновники халатно отнеслись к своим обязанностям?

Региональные власти

Губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву, действительно, следует признать свою трагическую ошибку, вызванную переоценкой собственных сил.

Всего за сутки до начала масштабных пожаров в области Шанцев на селекторном совещании сообщил, что его региону никакая помощь от федерального правительства не нужна, и с пожарами Нижегородская область может справиться своими силами.

"Обстановка сложная, Владимир Владимирович, непростая. Но она находится под контролем. Мы все делаем для того, чтобы справиться с тем, что сегодня происходит в области, в лесах. Я думаю, что мы обеспечим необходимую безопасность наших поселений", - сказал тогда Шанцев.

На вопрос Путина, нужна ли какая-нибудь дополнительная помощь в этой ситуации, Нижегородский губернатор ответил: "Не нужна, пока мы справляемся сами".

Интонация этого заявления Шанцева провоцирует многих граждан на скоропалительные и громкие обвинения губернатора его во всех грехах. На самом же деле, вина Шанцева может быть минимальной.

Районные власти

Специалисты утверждают, что ответственность за пожарную безопасность лежит на районной администрации. Мы, конечно, можем ошибаться, но почему-то кажется, что в число обязательств губернатора не входит напоминание районным представителям МЧС об их непосредственных обязанностях.

Непосредственные свидетели пожаров сообщали о бездействии местной администрации и МЧС: пока, перекинувшийся с Рязанской области пожар, уничтожал деревню не было никакой помощи, "не выдаются элементарные средства защиты (респираторы хотя бы) для добровольцев".

Разве Шанцев виноват, что вовремя не были направлены самолеты на очаги пожара, когда горели целые гектары леса? А ведь это решение могло бы предотвратить трагедию: спасти жизни людей и десятки, сотни домов.

Бесспорная вина региональных и местных властей, что долгое время не было никакой официальной информации о ситуации с пожарами. Люди не могли ничего узнать об очагах, о том, как справляться с последствиями. Искажение фактов местными СМИ приводит к тому, что жители не могут оценить истинных масштабов угрозы, что часто и приводит к чрезмерным жертвам.

Природоохранные ведомства

Наверное, губернатор области был неправ, когда отказался от помощи в тушении пожара, предложенной Путиным. Ведь именно нехватка техники не позволила вовремя остановить распространения пожара. Однако не стоит игнорировать и второй части вышеприведенного заявления премьера.

"Вопросы исполнения этих полномочий постоянно должны быть и в поле зрения глав регионов, а также находиться на контроле федеральных органов власти, в МЧС и в Федеральном агентстве лесного хозяйства", - отметил Путин.

Какие действия предприняли эти ведомства, что сделал министр экологии и природных ресурсов, чтобы предотвратить пожары?!

Региональные власти не могут заниматься противопожарным обустройством лесов без помощи лесников, авиалесоохраны, пожарнохимических станций. Теперь, когда эти институты практически уничтожены, тушить пожары могут только сотрудники МЧС. Насколько успешно они это делают, мы можем наблюдать в выпусках новостей. Однако то, что в их задачу не входит профилактика пожаров, похоже на факт.

Государственная политика

Наверное, когда по всей стране объявлена пожарная тревога, губернатор не должен отказываться от государственной помощи. Впрочем, на какую помощь он мог рассчитывать? На том же селекторном совещании Путин сообщил, что в 2010 году на противопожарные мероприятия регионам были выделены "значительные средства из федерального бюджета" - а именно 2,2 миллиарда рублей. Для сравнения, по данным губернатора Московской области Бориса Громова, на обводнение только одного торфяника требуется около 4,5-5 миллиардов рублей.

Что могут сделать региональные власти для обеспечения противопожарной безопасности? По всей видимости, провести законный конкурс среди компаний профессионалов. Они их и проводят, а побеждают те, кто есть. Разве не задача МЧС воспитывать профессионалов-спасателей, которые впоследствии должны способствовать распространению частных природоохранных компаний в регионах?

"Противопожарная команда в Башкирии в своем распоряжении имеет 1080 человек, 32 пожарные машины, 46 тракторов и 52 других технических средства, Марий Эл - 56 человек, Мордовия - 50 человек, Пермский край - 69 человек и 2 самолета… Ясно, что это не Бе-200, это наверняка Ан-2. 69 человек, и все! Что же это за такая организация победила на конкурсе по тушению пожаров? База авиационной охраны лесов. Охраны лесов! Они способны такими силами и средствами тушить пожары?!", - неспроста удивляется премьер.

Распыление ответственности

В действительности, проблема в том, что ответственность за обеспечение пожарной безопасности в лесах в России распределена сразу между тремя министерствами: Минсельхозом, Минприроды и отчасти Минобороны. Это если даже не вникать в распределение обязанностей между органами власти в регионах. Излишне напоминать, что распределенная между несколькими лицами ответственность на практике обычно является эвфемизмом полной безответственности. На наш взгляд, очевидно, что надежда на плодотворное изменение ситуации может появиться, только когда вся власть и ответственность будет передана в одни руки.

Эксперты в один голос отмечают, что эффективная система борьбы с пожарами в нашей стране в последние годы находится в состоянии упадка. Даже в зоне активной защиты леса при нынешнем сокращении возможностей авиалесоохраны и системы наземного наблюдения крайне редко удается обнаружить пожар на ранней стадии. Нехватка кадров и техники в лесхозах не позволяет лесникам тушить какие-либо возгорания вне Гослесфонда, а государственная противопожарная служба не справляется даже с пожарами в населенных пунктах.

МЧС

Все на том же селекторном совещании, предшествовавшем трагическому разгулу пожаров, глава МЧС Сергей Шойгу не раз повторил фразу, что "более 90% обнаруженных очагов природных пожаров тушится в этот же день". Должно ли это заклинание нас обнадеживать? Сомнительно. Ведь означает оно ровно то, что пожары тушатся только после их возникновения. Идет борьба со следствием, а не причиной проблемы.

Такая стратегия, вместо защиты граждан от чрезвычайных бедствий, способствует лишь трате чрезвычайных средств. Только в четырех областях, где наиболее сложная пожарная ситуация, пожары тушат 15 самолетов и вертолетов МЧС. Всего по стране задействовано около тысячи единиц техники.

Точную стоимость вылетов в МЧС не сообщают, но понятно, что счет убыткам идет на десятки миллионов рублей. А ведь впереди еще выплата компенсаций (по 200 тысяч рублей на человека) и восстановление разрушенной инфраструктуры.

Не стоит забывать, что июль в Сибири (наиболее лесистой части страны) выдался довольно холодным. Настоящая жара пришла туда только несколько дней назад. Не исключено, что вскоре силы МЧС из Центрального региона страны придется перебрасывать на восток. Тогда финансовый вопрос дополнит тяжелая проблема выбора: спасать ли деревни в Центральной России или останавливать пожары, которые могут захватить большую часть территории страны?

Перспектива

Можно ли предотвратить стихийные бедствия и при этом сократить государственные расходы? Скорее всего, вопрос в мотивации. Для начала, например, можно попробовать поменять систему оплаты труда пожарных, чтобы выгоднее было не тушить пожары, а предотвращать их появление.

Эксперты утверждают, что существенной причиной нынешнего упадка лесоохранных мероприятий стал закон, по которому ответственность за пожары возложена на региональные власти. Хотя понятно, что местные власти не могут собственными усилиями создать структуры, оберегающие леса от пожаров. В итоге, МЧС финансируется по-прежнему, а расходы по проведению комплекса охранных действий несут регионы. К чему это может привести? Ответ, кажется, очевиден.