Аркадий Смолин, специальный корреспондент РАПСИ

 

Травма вратаря Игоря Акинфеева, полученная им при приземлении после столкновения с Веллитоном, стала трагедией для болельщиков ЦСКА и, возможно, сборной России. Целая череда скандалов, начиная от позора телекомментатора и заканчивая не менее непрофессиональным поведением официального лица армейцев, привлекла внимание к инциденту почти всей страны.

В результате банальное игровое происшествие превратилось в редкий шанс действительно приблизить к лучшим европейским канонам не только наш футбольный чемпионат, но и состояние общества в целом. Остановить деградацию вполне реально. Для перелома ситуации может оказаться достаточно крупного штрафа и дисквалификации, как это ни парадоксально, Акинфеева, а также проверки и, вероятно, судебного разбирательства по содержанию послематчевых высказываний гендиректора ЦСКА Романа Бабаева.

Синдром бешеной собаки

Существует такая болезнь копролалия. Она выражается в непреодолимом импульсивном влечении к циничной и нецензурной брани. Чаще всего копролалия является проявлением синдрома Туретта. Впрочем, это достаточно редкая болезнь: лишь у 1-10 детей из 1000 отмечаются признаки синдрома (и далеко не всегда он проявляется в форме копролалии).

Однако достаточно пройтись по улицам любого российского города, чтобы заметить: процент людей, одержимых этим расстройством, на порядки больше. Может, в России располагается источник эпидемии синдрома Туретта? Вряд ли, разгадка гораздо проще. Другими заболеваниями, сопровождающими копролалию, являются шизофрения и маниакальные состояния.

Несколько лет назад ученые обнаружили удивительный факт. Оказывается, шизофрения может передаваться не только по наследству, но и быть заразной для окружающих. Доктор медицинских наук Этелий Казанец, проанализировав статистику, обнаружил, что в тех квартирах, где проживали страдающие шизофренией, заболевают примерно 10% людей, с ними общающихся.

Описанию же стремительного распространения маниакальных состояний посвящены многочисленные исследования синдрома толпы. Часто бывает достаточно одного безумца, чтобы организовать убийство, погромы и даже революцию.

По всей видимости, одним из важнейших переносчиков вируса в обоих этих случаях является нецензурная лексика. В доказательство этой теории обратимся к еще одной, пусть пока еще официально непризнанной, психической болезни. Для наглядности назовем ее "синдромом бешеной собаки".

Все знают: когда животным нужно продемонстрировать свой агрессивный настрой – они рычат. Это значит, они готовы к драке, испытывают потребность впиться зубами в вашу шею, или другого противника (оборонительный рефлекс призван мимикрировать под этот посыл). В человеческом обществе сходную функцию исполняет мат – бранная лексика: предшествующая и ожесточающая брань (т.е. побоище).

Владение бранной лексикой – важный защитный механизм человека. В случае точечного неожиданного применения мат может ослабить, парализовать, даже подчинить себе противника. Однако перманентное его употребление не только обесценивает слова, но и наносит сильное повреждение психике человека. Представьте себе беспрерывно рычащего пса – очевидно, эта собака больна бешенством и опасна для окружающих. Исследования в криминальных и маргинальных кругах показали, что злоупотребление матом доводит человеческую нервную систему до состояния бешенства.

Черная метка

Мы, конечно, не психиатры, чтобы ставить диагнозы. Но испытываем потребность безбоязненно смотреть матчи чемпионата России и сборной на стадионе, а после их окончания гулять по улицам. Нам оскорбительны коридоры санитаров в форме ОМОНа, хотя приходится признать, что их уход закончится кровопролитием маниакально одержимой толпы. Поэтому для иллюстрации зарождения описываемого вируса позволим себе обратиться к примеру Акинфеева.

Не секрет, что Акинфеев злоупотребляет обсценной лексикой, также как и демонстративно агрессивным поведением. Глупо пытаться запретить вратарю ругаться во время матча (хотя наказание за такое поведение в футбольных правилах прописано). Совсем другая ситуация, когда он покидает поле. Игра остановлена, все камеры направлены на вратаря, в лице которого зрители пытаются прочитать серьезность полученного повреждения. И в этот момент капитан команды (эта роль несет на себе, в том числе, дипломатическую функцию) громко и выразительно матерится, трясет кулаками и обещает расправиться с Веллитоном и его близкими.

Эта сцена могла бы остаться курьезом, если б после матча свой комментарий инциденту не дал гендиректор ПФК ЦСКА. Официальное лицо клуба объявляет о желании некоторых болельщиков команды устроить акцию возмездия Веллитону. Вместо того, чтобы осудить и тем самым остудить низменные инстинкты наименее цивилизованных фанатов, он призывает Веллитона осторожнее ходить по улицам.

В переводе с мафиозного языка такое пожелание означает "черную метку". В переводе на юридический язык, фраза гендиректора: "хочется сказать, что этот матч может занести себе в актив Веллитон – я считаю, что он конченый подонок", - похожа на "действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды". т.е. статью 282 УК РФ "экстремизм", а именно пункт 2 "деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения".

Чтобы проиллюстрировать ситуацию, к которой могут привести такие необдуманные (очень хочется верить, что необдуманные) высказывания, вовсе не обязательно вспоминать беспорядки на Манежной площади, гораздо нагляднее случай самого Акинфеева.

Доминантные самцы

Вратарь ЦСКА стал жертвой агрессии, которую он сам нагнетал на протяжении всей своей карьеры. Дело не только в копролалии и агрессивной манере игры вратаря, но и в его философии, которую можно назвать "принципом Юпитера".

Свою карьеру он начал рано. Уже в 2005 году руководству ПФК ЦСКА пришлось приносить официальные извинения за неспортивное поведение и несдержанность Акинфеева. Во встрече с молодежной сборной Дании вратарь исподтишка ударил ногой соперника, отделавшись предупреждением.

12 августа 2010 года во время товарищеского матча с болгарами голкипер на полном ходу протаранил своего партнера Александра Анюкова. Зенитовец получил серьезную травму, которая вызвала у Александра сильное кровотечение и, возможно, привела к замене Анюкова в перерыве встречи.

По словам наблюдателей, Акинфеев в этом игровом эпизоде не сделал даже попытки ослабить столкновение со своим игроком. После он не подошел к Анюкову, чтобы извиниться и помочь подняться.

Наконец, в декабре прошлого года Акинфеев подписал открытое письмо в поддержку Филиппа Киркорова. В письме ничего не говорится о том, что "весь этот негатив, который выливается сейчас на нашего друга", имеет конкретную причину – оскорбление и избиение второго режиссера съемочной группы Марины Яблоковой. Авторы письма отмечают, что скандал "раздут, в первую очередь, прессой", называя Киркорова "порядочным, добрым и отзывчивым человеком".

Как видим из этой истории, Акинфеев, как и многие другие российские футболисты и другие публичные персоны, полагал, что "звездность" должна быть не отягчающим, а смягчающим обстоятельством. Если расширить ситуацию на чиновников с "мигалками", бизнесменов с вооруженными битами охранниками, функционеров с экскаваторами, - Акинфеев стал олицетворением доминирующей в неправовом обществе философии "победителей не судят".

Акинфеев считал себя Юпитером и вдруг оказался быком. По классическим законам драматургии, он стал жертвой своего главного ученика.

Приехавший в Россию двадцатилетним деревенским пареньком Веллитон, мало кому известный и мало что повидавший, сформировался как личность именно у нас. Под баннерами "Monkey go home", в окружении бесконечно матерящихся партнеров и соперников, получив в столкновении с армейским вратарем травму в одном из первых своих дерби, Веллитон быстро усвоил, что в игре без правил проще всего добиться успеха с помощью тотальной агрессии.

Реанимация законов

Акинфееву просто не повезло. Как показывает история с Анюковым, выпрыгни Веллитон чуть раньше, с переломами в больницу мог отправиться именно он. Вопрос не в данном конкретном эпизоде. Загадка в другом: во что хотят превратить внутреннее первенство наши спортивные функционеры?

Бабаев и Ко, раздувающие истерию вокруг этого несчастного случая и конкретной персоны Веллитона, демонизируя его, превращают футболиста в персону non grata. Теперь любой защитник подсознательно понимает, что самый жесткий прием против Веллитона в последующих матчах будет оправдан многими представителями футбольного сообщества. Логичным будет ожидать продолжения истории в форме охоты уже за этим защитником. 

Попуская матерщину и угрозы футболистов, демонстрируемые в том числе и в телекамеру, чиновники лишают себя всех инструментов воздействия на болельщиков. Программа искоренения мата на трибунах, после кадров перекошенного ненавистью лица Акинфеева, выглядит как анекдот.

Моральные качества российских футболистов вряд ли кардинально уступают участникам английской Премьер-лиги. Отличие в том, что последних жестоко штрафуют и дисквалифицируют за любое оскорбительное слово, даже если его причитает во время телетрансляции один-единственный глухонемой. У нас же футбол используется в качестве средства воспитания общества маньяков и шизофреников.

Для коренного перелома ситуации необходим один громкий прецедент. Сегодня к персоне Акинфеева приковано внимание всех неравнодушных к футболу людей. Если РФПЛ и КДК РФС используют эту ситуацию, чтобы вдохнуть жизнь в мертвые нормы футбольных правил, это может стать хорошим уроком для остальных футболистов.

Показательное наказание Акинфеева за оскорбления и угрозы в адрес участников матча в виде крупного штрафа и дисквалификации на несколько игр (он их все равно пропустит, залечивая травму) – такое суровое отношение к "звезде", возможно, заставит остальных футболистов и болельщиков всерьез задуматься о своем поведении.