Жители Бирюлево Западного обратились к властям с требованием закрыть Покровскую овощебазу, в которой они видят один из источников криминогенности в своем районе. Роспотребнадзор не исключает возможности подать в суд иск с требованием приостановить ее деятельность "на 90 суток или навсегда". А префект ЮАО Георгий Смолеевский накануне предсказал, что она будет "закрыта по решению суда". Осталось понять, кто как и когда сможет исполнить эти требования, обещания и предсказания.
В настоящее время деятельность овощебазы приостановлена на 5 суток решением Роспотребнадзора. Судя по перечисленным сотрудниками ведомства нарушениям: "отсутствует договор на вывоз и утилизацию пищевых отходов, отсутствуют площадки для сбора мусора, территория базы содержится неудовлетворительно" - компании-владельцу базы инкриминируется статья 6.3 КоАП "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения".
Приостановления "навсегда" не предусмотрено
Максимальная санкция по этой статье – приостановление деятельности предприятия на 90 суток. Как пояснил РАПСИ адвокат коллегии "Князев и партнеры" Георгий Тер-Акопов, применить такую санкцию может только суд по заявлению надзорного органа. По его словам, в случае соответствующего обращения Роспотребнадзора Чертановский районный суд, к территориальной подсудности которого относится база, рассмотрит его в срочном порядке – в течение 1-2 дней.
По мнению гендиректора компании "Юридическая служба столицы" Александра Иванова, срок разбирательства в суде общей юрисдикции будет зависеть "от общей степени загруженности суда, от сложности сбора и оценки доказательств, а также назначения необходимых экспертиз".
Управляющий партнер "Легис Групп" Сергей Горбачев согласен, что дело, влекущее административное приостановление деятельности юрлица, подсудно районному суду. Он уточняет, что "в случае устранения причин, по которым было назначено наказание в виде приостановления деятельности, деятельность предприятия может быть возобновлена".
Заместитель директора юридической группы "Яковлев и Партнеры" Татьяна Кормилицына подчеркивает, что приостановление деятельности возможно только на срок до 90 суток. "Наказания в виде приостановления деятельности "навсегда" КоАПом не предусмотрено", - отмечает она.
Однако, по ее словам, если через 90 суток ничего не изменится, суд может приостановить еще на 90 и т.д. Кормилицына напоминает, что запрет заниматься определенными видами деятельности есть в Уголовном кодексе, но это мера наказания должностного лица, к предприятию ее применить нельзя. "Тут можно действовать только через ликвидацию юридического лица, но вряд ли для этого основанием будет нарушение санитарных правил", - считает эксперт.
Александр Иванов видит перспективу возбуждения административного дела еще по нескольким статьям КоАП: ст. 6.6. ("Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения"), ст. 8.2. ("Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами"), ст. 20.4. ("Нарушение требований пожарной безопасности"). Но по всем этим статьям максимальная санкция та же – приостановление деятельности на 90 суток.
В гражданском порядке
По словам Георгия Тер-Акопова, полное закрытие базы возможно только в рамках гражданского судопроизводства. Эксперт предполагает, что земля, на которой стоит база, находится в собственности Москвы и сдана владельцу овощебазы ЗАО "Новые Черемушки" в аренду. "На мой взгляд, полная ликвидация или закрытие ее возможны только при условии расторжения договора аренды", - говорит Тер-Акопов.
Как считает Сергей Горбачев, "собственник земельного участка, на котором располагается комплекс, может потребовать прекращения договора аренды, в случае, если будут выявлены факты нарушений договора со стороны арендатора".
По мнению Тер-Акопова, вероятность найти существенные нарушения договора аренды либо основания для признания его недействительным весьма велика. "В этом случае события будут развиваться по аналогии с закрытием Черкизовского рынка", - добавил адвокат.
Споры, вытекающие из договоров аренды, будут рассматривать уже суды арбитражной системы.
Урок "Черкизона"
Черкизовский - крупнейший в Москве рынок мелкооптовой торговли - был ликвидирован летом 2009 года после обнаружения на его территории опасной для здоровья контрабандной продукции, а также многочисленных нарушений санитарных и пожарных норм. Рынок принадлежал предпринимателю Тельману Исмаилову, контролирующему группу компаний АСТ и входящему в рейтинг богатейших бизнесменов России.
Деятельность рынка сначала несколько раз последовательно приостанавливалась на 90 суток по "антисанитарным" и "противопожарным" мотивам, затем в связи с выявлением нарушений в правоустанавливающих документах на земельный участок были поданы иски о выселении рынка и сносе его построек. Арбитражные суды подтвердили право федеральной собственности на землю и в связи с этим признали недействительными договоры аренды, заключенные властями Москвы с владельцами рынка.
Учитывая проблемы с кадастром земель, а также сложности, связанные с разграничением собственности на землю между федерацией и субъектами федерации, сценарий, аналогичный ликвидации "Черкизона", может повториться.
Сергей Феклюнин