Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ
В последние месяцы ходит много слухов о запрете гражданам ездить в Турцию, невозможности купить туда билет, а также об угрожающих последствиях от посещения этой страны. Следуя завету «готовь сани летом, а плавки – зимой», настала пора задуматься о месте проведения летнего отдыха.
Предлагаем нашим читателям разобраться в своих правах и возможностях выбрать страну для отдыха по собственному усмотрению.
Ситуация с «запретом» поездок в Турцию лучше всего показывает проблемы с пониманием россиянами своих прав, а также гарантирующих их законов. Среди негативных последствий таких пробелов в юридических знаниях населения уже заметен рост тарифов на отдых в других странах, которые предлагают взамен Турции турагенства, а также начавшееся повышение цен на российских курортах.
Рекомендации – не догма
Чтобы разобраться с мифом, вспомним, для начала, откуда он взялся. Очевидно, наши сограждане приняли за закон рекомендацию Министерства иностранных дел (МИД) России не путешествовать в ближайшее время в Турцию. Официальным поводом для этого стало «нарастание террористических угроз, которые проистекают с территории Турции».
При этом, по закону, никакие угрозы безопасности жизни и здоровья туристов не могут служить поводом для запрета их выезда из России. Согласно статье 5 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», «в случае, если на территории какого-либо иностранного государства возникают обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите граждан РФ,.. Правительство РФ принимает меры по доведению до сведения граждан РФ рекомендаций о нежелательности въезда в это государство».
Такие рекомендации не являются основанием для временного ограничения права на выезд из Российской Федерации». Однако этот закон не распространяется на работу туристических операторов. Именно им (а не простым туристам) был адресован указ, подписанный 28 ноября 2015 года президентом РФ Владимиром Путиным, о мерах по обеспечению нацбезопасности РФ и о применении специальных экономических мер в отношении Турции. В нем, в частности, отмечается, что «туроператорам и турагентам надлежит воздерживаться от реализации гражданам Российской Федерации туристского продукта, предусматривающего посещение территории Турецкой Республики».
«Формально это рекомендация, но у нас рекомендации приравнены к запрету», - пояснила СМИ пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Такую интерпретацию указа подтвердил и глава Ростуризма Олег Сафонов. «Сразу после того, как вышли рекомендации МИД РФ, Ростуризм не только обратился к туристическому сообществу с рекомендацией приостановить реализацию туров в Турцию, но и фактически ее запретил», - заявил Сафонов.
Формально речь идет о вступлении в силу статьи 14 закона «Об основах туристской деятельности в РФ», согласно которой сам турист или компания вправе потребовать расторжения договора о реализации туристического продукта в случае возникновения опасности для туриста.
«Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами», - говорится в законе. Таким образом, заявление МИД и указ президента фактически являются лишь основанием для предоставления законной возможности туристам и турагентствам аннулировать проданные путевки в Турцию.
Помимо отсутствия возможности законодательно запретить россиянам посещать Турцию, власти вполне могли бы крайне затруднить такую возможность, закрыв прямое транспортное сообщение с этой страной.
Действительно, 30 ноября стало известно об отмене всех чартерных рейсов в Турцию. Кроме того, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, регулярное авиасообщение с этой страной будет находиться под особым контролем с точки зрения обеспечения безопасности.
Надо заметить, что депутаты предлагали временно запретить полеты россиян в Турцию еще до катастрофы Су-24. 12 ноября пошлого года коммунисты Валерий Рашкин и Сергей Обухов направили президенту РФ письмо с таким предложением. По мнению парламентариев, полеты в Турцию и Тунис могут быть опасны из-за присутствия террористических организаций на территории этих стран.
Впрочем, по закону, такими вопросами должны заниматься вовсе не депутаты, а силовые и правоохранительные органы. Именно директор ФСБ РФ Александр Бортников первым официально заявил о необходимости приостановить полеты российской авиации в Египет до установления истинных причин трагедии с А321. После этого, 6 ноября, президент РФ лишь согласился с рекомендациями Национального антитеррористического комитета, на заседании которого выступал Бортников.
Впрочем, уже в конце декабря стало окончательно известно, что санкции, которые вводит Россия в отношении Турции, не затронут регулярное авиасообщение с этой страной. На него не повлиял даже инцидент с турецкими авиакомпаниями Pegasus Airlines и Onur Air, которые на несколько дней в начале января приостановили авиасообщение с Россией, после того, как нескольким членам экипажа было отказано в получении виз. Эта проблема была оперативно улажена. Сегодня регулярное авиасообщение с Турцией почти никак не отличается от того, каким оно было до катастрофы СУ-24.
Право на отдых в Турции
Итак, нет никаких оснований считать, что в России действуют какие-либо правовые нормы, запрещающие посещение Турции.
Право свободно выезжать за пределы Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ как одно из основных прав и свобод человека и гражданина. Эти права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В реальности запрет поездку в Турцию сейчас может быть объявлен лишь россиянам, имевшим допуск к сведениям особой важности (до истечения срока ограничения), призванным на военную службу, осужденным за преступления, а также в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных судом.
Даже введение с 1 января 2016 года визового режима с Турцией никак не скажется на возможностях россиян въехать в эту страну. Визы ввела только Россия для иностранцев, приезжающих из Турции. Турция не стала вводить ответные санкции против России. Россияне по-прежнему могут приезжать в Турцию без оформления виз, если собираются пробыть в стране не больше 60 дней.
Даже стоимость страхового полиса осталась неизменной, несмотря на заявления МИДа РФ о том, что в Турции существует повышенная угроза терроризма. Более того, при поездке в Турцию турецкие таможенники не требуют обязательного наличия страхового полиса.
Единственное ограничение – пока нельзя купить туры в туркомпаниях. Однако all inclusive, по-прежнему доступен россиянам. Забронировать отель с питанием «все включено» можно на ряде интернет-сайтов и других системах бронирования.
Правовые последствия запретов
Немного иная ситуация в туристическом бизнесе. Поскольку рекомендации МИД официально поддержал Ростуризм, пожелания приняли статус обязательного требования. Девятнадцать компаний, которые вовремя не успели избавиться от турецких активов (или спрятать их) были исключены из Единого федерального реестра с 1 января 2016 года. Среди них, ряд флагманов туристической отрасли: например, «Корал тревел», «Анекс Тур», «Пегас Туристик»…
Однако в действительно это «наказание» оказалось исключительно внутрицеховой административной мерой. Исключенные из федерального реестра туроператоры продолжают работать и полностью выполняют обязательства перед своими клиентами и партнерами по бизнесу. Более того, в ближайшее время, если с документами все будет в порядке и у Ростуризма не возникнут претензии к ним, то туристические компании будут вновь внесены в реестр как первичные юридические лица.
Нельзя исключать и того, что российским туроператорам будет позволено снова начать продажу путевок в Турцию еще до начала летнего сезона. Иначе государству придется каким-то образом компенсировать миллиардные потери турбизнеса во избежание массового банкротства турфирм. Годовые потери туроператоров, при нынешней ситуации, по оценкам экспертов, могут составить 2,1-2,4 млрд долларов.
Осенью заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко заявила о том, что у минфина есть резервы, чтобы оказать финансовую помощь туроператорам в случае, если будет приостановлена продажа турпакетов в Турцию. Однако максимально возможный объем компенсаций потерь туроператоров, прописанный в проектах бюджета, составлял 1 млрд рублей. И вся эта сумма, практически наверняка, пойдет на предотвращение катастрофических для отрасли последствий от прекращения продажи путевок в Египет.
Другим законным способом предотвратить банкротство российских туркомпаний, с учетом сохранения дипломатических ограничений, может стать частичное возвращение турецких компаний на российский рынок (в первую очередь, строительный), при формальном изменении их формы собственности. Ведь крупные компании, которые пострадали от запрета, входят в турецкие холдинги, вполне способные компенсировать убытки от заморозки турпродуктов другими видами бизнеса.
По данным СМИ, российский рынок вновь могут открыть для десятков турецких компаний при условии создания совместных предприятий. Правовые механизмы создания предприятий такой формы собственности должны проясниться после подписания правительственного постановления с описанием правил отбора выполняемых в России турецкими контрагентами контрактов, в отношении которых не применяются спецмеры. На прошлой неделе стало известно, что под санкции не попадут турецкие компании, выполняющие контракты, прекращение которых может привести к неисполнению внутренних или внешних обязательств. Эксперты считают, что речь идет, в частности, об объектах к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Таким образом, следует резюмировать очевидный факт. Разрыв отношений с Турцией остается большей частью в рамках политической риторики. Фактически, с правовой точки зрения, никаких законов о запрете контактов с Турцией не существует. А к имеющимся ограничительным рекомендациям, по прогнозам экспертов, в ближайшее время, скорее всего, будут прописаны вполне законные способы их обхода.