Президиум Совета народных судей обвинили в оскорблении советской власти из-за неудачной шутки одного из членов о якобы намерении арестовать районный Совет солдатских и рабочих депутатов. Несмотря на очевидную абсурдность этого заявления один из служителей Фемиды воспринял угрозу серьезно и указал коллегам на недопустимость подобного поведения. Президиуму судей пришлось даже организовать специальную следственную комиссию, чтобы дать оценку инциденту. Комиссия пришла к выводу, что вся история является нелепым недоразумением, а внёсшего сумятицу судью следует исключить из состава президиума.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 19 февраля 1918 года*.
История одной шутки одного судьи
На заседании Совета Народных Судей под председательством тов. Раппопорта обсуждался вопрос о конфликте в президиуме.
Вопрос этот, возникший из простой товарищеской шутки, разросся в целый конфликт. Обстоятельства этого дела таковы:
После заседания президиума Совета Народных Судей, когда члены президиума уже расходились, появился опоздавший на заседание член президиума г. Юргенс. Товарищи по работе сделали ему замечание за неаккуратное посещение заседания президиума. В ответ на это тов. Юргенс сказал, что он был задержан на заседании районного Совета Солдатских и Рабочих Депутатов, так как происходило обсуждение одного важного вопроса, на котором он должен был обязательно присутствовать.
— А вот за то, что вас задержал ваш совет, мы придем и его арестуем, — шутливо сказал член президиума тов. Пурышев. После этого все разошлись.
На завтра состоялось заседание Высшего Совета Народных Судей, на котором тов. Юргенс попросил слово для внеочередного заявления. Каково же было изумление членов президиума и публики, когда Юргенс в своем заявлении «торжественно» начал обвинять президиум в оскорблении Советской Власти, проявившейся в замечании одного из членов о намерении «арестовать» местный Совет. Это заявление было столь неожиданным, что президиум не нашел никакого ответа на это странное выступление. Собрание таким образом было сорвано, ибо президиум вынес решение о необходимости в виду серьезности тона обвинения назначить по этому поводу особую следственную комиссию. В кулуарах этот инцидент характеризовали, как «или выступление ненормального, или определенный шаг с целью скомпрометировать президиум в своих личных видах».
Заседание 16 февраля, началось оглашением следственного материала по поводу изложенного конфликта. Следственный материал установил совершенную необоснованность обвинения. Больше того, сам обвинитель прислал потом в следственную комиссию письменное заявление, в котором говорил о проступке тов. Пурышева как о «шутке». Однако, он признавал, что и в шутке он склонен видеть совершенно недопустимое, с его точки зрения, заявление.
Председатель Совета Народных Судей поставил этот вопрос на голосование в следующей формулировке: кто за то, что заявление Юргенса обосновано и, следовательно, президиум должен покинуть свои места, или обвинение Юргенса совершенно необоснованно, плод недоразумения, и, следовательно, президиум сохраняет по прежнему доверие Народных Судей, а тов. Юргенс, как вносящий в дело совершенно недопустимую дезорганизацию, должен выйти из состава президиума. Подавляющее большинство высказалось за полное доверие президиуму Совета Народных Судей.
(Новая Петроградская газета)
Декрет о принудительном занятии для государственных или общественных надобностей зданий и помещений в г. Петрограде
Ст. 1-я. В целях упорядочения принудительного занятия зданий и помещений всякого рода в Петрограде учредить комитет по делам о принудительном занятии для государственных или общественных надобностей зданий и помещений в городе Петрограде.
Ст. 2-я. Всем государственным общественным учреждениям и организациям, не исключая военных и продовольственных, за производством принудительного занятия зданий и помещений всякого рода обращаться в названный в ст. 1-й комитет и занимать таковые исключительно с ведома и согласия комитета.
Примечание: к ст. 2-й. Занятие зданий, принадлежащих отдельным государственным учреждениям, осуществляется не иначе, как с согласия данного учреждения.
Ст. 3-я. Состав по организации комитета по занятию для общественных надобностей зданий и помещений в городе Петрограде определить петроградскому Совету Рабочих и Солдатских Депутатов.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народные комиссары: Петровский, Трутовский, Шляпников, Урицкий.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевич.
(Новая Петроградская газета)
В Смольном
Прекращение «романовских» пенсий. Выдача пособий и пенсий из капиталов Романовых прекращается. Лица, из числа получающих эти пособия и пенсии, в том случае, если они имеют право на государственную помощь, будут удовлетворяться из кредитов комиссариата презрения.
Народный Комиссар В. Карелин.
Особый комитет по сокращению государственных расходов. При высшем совете народного хозяйства учреждается особый комитет по сокращению государственных расходов.
Особый комитет изыскивает всевозможные меры и разрабатывает всякие вообще предложения о сокращении государственных расходов.
При обсуждении предложений ведомств в особом комитете присутствуют с правом решающего голоса подлежащие Народные Комиссары (или их помощники).
Председателю особого комитета предоставляется приглашать к участию в заседаниях с правом совещательного голоса также и других лиц, присутствие которых он признает полезным.
Комиссариат при уголовном суде. Народный комиссариат юстиции постановил: бывший уголовный розыск распустить, на место его создать комиссариат при уголовно-окружном суде. Комиссариат должен возглавить комитет избранный из рабочих районов.
(Новая Петроградская газета)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены