Троцкий представляет на суд Ц. И. К. пакет декретов о Красной Армии. Правовыми актами, в частности, предлагается запретить буржуазии вливаться в воинские ряды. Троцкий поясняет, что не хочет вооружать и обучать военному делу вражеский класс. Оппоненты находят эту поправку юмористической, указывая, что буржуазия и без большевиков сможет подготовиться к военным действиям, а данный ей «отпуск» она воспримет восторженно. Троцкий возражает, что освобождение буржуазии от воинской повинности является лишь формальностью, и при необходимости власти найдут ей применение.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 24 апреля 1918 года*.
Заседание Ц. И. К.
Заседание Ц. И. К. 22 апреля было целиком посвящено докладу Троцкого о создании армии и прениям по докладу.
Вопрос о создании армии привлек весьма многочисленную аудиторию. Присутствовали в первый раз за все время существования Ц. И. К. представители иностранных держав.
Доклад Троцкого сводился, главным образом к обоснованию декретов народного комиссариата по военным делам: 1) о всеобщем воинском обучении; 2) о порядке замещения должностей в армии; 3) о формуле торжественного обещания (присяге) и наконец 4) о добровольцах, поступающих в красную армию.
Всеобщее воинское обучение
Обосновывая первый декрет «О всеобщем воинском обучении», Троцкий указывает на главный принцип его — принудительное вхождение в армию. Согласно декрету в армию входят рабочие и крестьяне, не эксплуатирующие чужого труда. Мы, заявляет Троцкий, желаем поставить армию на классовую основу. Классовая армия будет вплоть до полного осуществления коммунистического режима, когда исчезнут привилегии классов. Нам могут указать, что мы освобождаем буржуазию от воинской повинности. Формально это так. Но мы сумеем возложить на буржуазию некоторую часть ноши.
Троцкий предлагает рассмотреть немедленно этот декрет, дабы сейчас же приступить к проведению его в жизнь, с тем, чтобы заменить ныне существующую красную армию — настоящей армией.
Красная армия построенная на добровольческом принципе, по мнению Троцкого, не состоятельна. Принцип добровольчества это есть компромисс, создавшийся благодаря нынешним тяжелым условиям.
Говоря о военных специалистах, Троцкий отмечает, что не худшие из них идут на службу к Советской власти и выражает надежду, что в будущем командный состав будет рекрутироваться из обучающихся в военных школах республики. Их насчитывается теперь около двух тысяч.
Отмена выборного начала в армии
Огласив декрет об обязательном воинском обучении, Троцкий переходит затем к обоснованию декрета о порядке замещения должностей в армии. Этот декрет, говорит докладчик, фактически уже введен в жизнь. Выборные начала этим декретом чрезвычайно ограничиваются, заявляет Троцкий, и почти сводится на нет. Борьба за выборные начала была естественная тогда, когда командный состав назначался правящим классом, буржуазией. Тогда это начало являлось одним из методов классовой борьбы. В настоящее время этот вопрос получает чисто техническое второстепенное значение. Подобно тому как Совдепы назначают комиссаров, судей, или советы профессиональных союзов назначают своих чиновников, так и органам, коим поручено формирование должно быть предоставлено право подбора командного состава.
Первомайская присяга
Вслед за тем Троцкий переходит к последнему декрету о торжественном обещании (присяге) при вступлении в войска. Это торжественное обещание должно быть дано первого мая, говорит докладчик. Первомайский праздник явится таким образом тем днем, когда пролетариат будет манифестировать свою волю к вооружению.
Армия для внешней обороны
Вы не можете отвергнуть этого декрета, говорит в заключение докладчик, ибо вы не можете пренебречь той задачей, которую мы ставим — задачей создания сильной не дилетантской армии, не столько направленной против беззащитного и жалкого внутреннего врага, для которого достаточны добровольческие боевые отряды, сколько являющийся фактором международной политики и защищающей советскую Россию от натиска международного империализма.
Говорят, что эту армию могут использовать в контр-революционных целях. Но мы этого не боимся. В связи с моим, хотя и не долгим опытом по формированию армии, у меня этого опасения нет. Я нашел в старом командном составе много элементов, — гораздо больше, чем думали, которые говорят о воссоздании армии надлежащим демократическим революционным языком, которые вполне учитывают психологию пробудившихся масс. России, нужна армия, заканчивает Троцкий, и вашим авторитетным голосом вы должны это подтвердить.
Прения
В прениях по докладу принимают участие: Ильин (с.-р. центр), Мартов, Дан, Лозовский (интернац.), Кривошеин (левый с.-р.).
С большим вниманием собрание выслушивает речь Мартова.
Говорят, что красная армия временное учреждение. Но мы привыкли к тому, что и более важные институты носят временный характер. Примером является наступившее после октября временное ограничение свободы печати. Принцип добровольческой красной армии нами отвергается. Доброволец на жаловании отрывается от народа и превращается в наемного солдата. Мы предлагаем не утверждать декрета касающегося красной армии.
Далее Мартов критикует декрет о всеобщем обучении, указывая на то, что срок обучения — 8 недель в году, по 12 часов в неделю, — является недостаточным, благодаря чему декрет приобретает дилетантский характер.
Говоря по вопросу о недопущении буржуазии в ряды армии, Мартов указывает, что подобное средство помешать буржуазии вооружаться — является средством юмористическим. Самодержавие, — говорит оратор, — не боялось вооружать рабочих, а вы боитесь вооружить 5-10% буржуазии.
Декрет о назначении командного состава, продолжает Мартов, противоречит принципам демократии. Это противоречие начинается с того момента, когда высший состав назначается комиссариатами. Он должен назначаться народным представительством, в противном случае создастся военная каста. Кроме того, армия должна быть отстранена от всяких функций политического характера, кои присвоены были красной армии.
В заключение Мартов выражает сомнение в том, явятся ли комиссары достаточной гарантией против контр-революционных замыслов командного состава и не сумеет ли контр-революционный командный состав провести за нос «новую охрану».
Следующий оратор Лозовский точно также отмечает несерьезность той части декрета, которая говорит об устранении буржуазии. Сила буржуазии, заявляет оратор, не в ее численности и не зависит от того, обучена ли она военному искусству, или нет.
Выступающий затем Дан центр своей речи посвящает вопросу об устранении буржуазии и об обязательном обучении. Тут есть стремление, — говорит оратор, — щипнуть буржуазию, но она от этого не пострадает. Она может в случае надобности обучиться военному искусству и без вас. Если же вы заставите ее, не привлекая к военному обучению, рыть в возмещение окопы, то опять таки пострадает не буржуазия, а только окопы. Возложение тяжести ноши на буржуазию, — говорит оратор, — закончится очевидно тем, что ее заставят платить. Но это именно тот порядок, к которому она всегда стремилась. Он ей настолько подходит, что, когда она свергнет власть, ей не придется изменять закона о воинской повинности, выработанного коммунистом Троцким.
Заключительное слово Троцкого
Говоря об охране армии от контр-революционных замыслов, Троцкий заявляет: Если армия станет жертвой контрреволюционных генералов, то стало быть история не доглядела, и весь наш режим обречен на слом.
По вопросу о дисциплине Троцкий указывает: приказ есть, приказ и должен беспрекословно исполняться. Без этого нет армии. Если было возможно создать дисциплину при царизме, то во сто раз более возможно создать дисциплину при рабоче-крестьянском режиме. Эта дисциплина будет создана, подчеркивает Троцкий, наличностью твердого аппарата центральной власти.
Голосование
Собрание переходит к голосованию. Декреты Троцкого принимаются в основу, но с тем, чтобы президиум придал им окончательную редакцию.
Ставятся на голосование и отвергаются громадным большинством тезисы Мартова. Они гласят: организацией военных сил является демократическая милиция. Ограничение в воинской повинности отвергается. Командный состав назначается народным представительством. Народная милиция не несет полицейских функций.
В кулуарах
В кулуарах заседания отмечался между прочим тот факт, что левые большевики, являясь противниками назначения командного состава, не выступали в пленуме. Их молчание приписывается тому, что заседанию пленума предшествовало заседание фракции большевиков, длившееся весьма долго, на котором Троцкому удалось, по-видимому, их уговорить, во имя партийной дисциплины, воздержаться от выступлений.
(Новая жизнь)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены