Ровно четверть века назад назад — 21 сентября 1993 года — президент РФ Борис Ельцин издал знаменитый указ № 1400, положивший начало цепочке событий, которые привели к принятию российской Конституции. В год 25-летия основного закона страны РАПСИ запускает спецпроект, в котором вспоминает ключевые исторические моменты, связанные с разработкой и принятием Конституции РФ.


Хроника 21 сентября

10.00-11.30 На встрече Виктора Черномырдина с Борисом Ельциным в Кремле обсуждались политические последствия роспуска Верховного Совета и съезда народных депутатов. По непроверенной информации, премьер отговаривал президента от резких шагов.

10.00 Руслан Хасбулатов на встрече с первым вице-спикером Юрием Ворониным отдал распоряжение о том, чтобы все депутаты к 17.30 собрались в Доме Советов для возможного проведения чрезвычайной сессии.

12.00 Президент встречался с директором Федерального агентства правительственной связи и информации Александром Старовойтовым. Дал ему распоряжение отключить все виды правительственной связи сразу после выхода телеобращения президента в эфир.

12.00-15.00 Руслан Хасбулатов проводил консультации с вице-президентом Александром Руцким, председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным, начальником Аналитического центра ВС Владиславом Ачаловым, начальником Генерального штаба Михаилом Колесниковым.

17.30 Началось заседание президиума ВС. "Мы сами не должны выходить за рамки Конституции", - подчеркнул спикер.

18.45 По неофициальной информации, началось совещание вице-премьеров на Старой площади по поводу обращения президента.

20.00 Началась трансляция телеобращения президента к гражданам России о роспуске Верховного Совета и съезда народных депутатов.

20.05 Отключены все виды правительственной связи в Доме Советов России.

21.00 Продолжилось заседание президиума ВС. На открытом для прессы заседании вице-президент Александр Руцкой заявил о принятии на себя полномочий президента.

21.00 Министерство обороны распространило заявление, в котором подчеркивается, что военное ведомство будет придерживаться буквы закона и воздержится от антиконституционных действий. По сведениям источников в военном ведомстве, находящийся в Доме Советов начальник Генштаба Михаил Колесников уговаривает командующих округами не реагировать на приказы из Москвы о подавлении беспорядков.

21.00 Состоялся президиум Совмина, в котором принял участие первый вице-премьер Владимир Шумейко, и не участвовали первый вице-премьер Олег Сосковец и вице-премьер Юрий Яров, находящиеся в отпусках. По окончании заседания Виктор Черномырдин ответил на вопросы репортеров. "Главное - работа, деловитости больше. Никаких "чрезвычаек" не будет", - сказал глава кабинета.

21.00 Начались экстренные совещания первых лиц в регионах.

21.40 Вопреки указу, приостановившему заседания Конституционного суда до начала работы Федерального собрания, собралось экстренное заседание суда. Как стало известно, вечером в здание суда для усиления охраны прошли 4 человека с автоматами.

22.15 Руслан Хасбулатов после президиума ВС провел пресс-конференцию, на которой объявил, что вице-президент Александр Руцкой в ближайшие день-два будет приведен к президентской присяге. Спикер также сообщил о созыве внеочередного съезда народных депутатов для вынесения импичмента Бориса Ельцина.

22.00 У Белого дома начали собираться члены политических партий коммунистической ориентации. По оценкам наблюдателей, собралось не более 1500-2000 человек.

22.30 Сторонники ВС строят баррикады вокруг Белого дома.

Обращение президента к гражданам России. В России введено президентское правление

Президент России наконец совершил то, чего довольно давно ждали и его сторонники, и его противники. В соответствии с подписанным им указом об изменениях и дополнениях в действующую Конституцию прекращается осуществление всех функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. Выборы в новый парламент - Федеральное Собрание - назначены на 11-12 декабря этого года. Таким образом, хотя в указе президента это и не оговаривается, до выборов в России введено президентское правление. С другой стороны, в соответствии с одной из отмененных президентом поправок к Конституции со вчерашнего дня должен был вступить в силу "автоматический" импичмент.

Из выступления президента пока не ясно, какой именно будет структура нового парламента - Федерального Собрания. Будет ли оно, как предполагалось по проекту новой Конституции, дорабатывавшимся Конституционным совещанием, состоять из Совета Федерации, в который войдут по должности руководители исполнительной и представительной власти регионов и избираемой Государственной Думы, или две его палаты будут построены по иному принципу? Впрочем, как структура парламента, так и назначенная дата выборов в него (хотя, если бы можно было предположить "спокойную реакцию" представительной власти, временной отрезок в три месяца до 11-12 декабря вполне достаточен для подготовки и проведения предвыборных кампаний), на сегодняшний день представляются не столь важными, как события, которые последуют сразу за выступлением Бориса Ельцина.

Реакция ВС, президиум которого провел экстренное заседание, достаточно предсказуема - созыв чрезвычайного съезда с одним вопросом в повестке дня - об импичменте президента, которого президиум парламента, скорее всего, объявит отставленным с поста со вчерашнего дня по ст. 121-6 Конституции, согласно которой полномочия президента прекращаются незамедлительно в случае принятия им каких-либо мер по приостановлению деятельности "законно избранных органов власти". Иначе говоря, с точки зрения депутатов, президентом России со вчерашнего дня автоматически стал Александр Руцкой. Очевидно и то, что, предполагая это, президент, отменивший в числе прочих и поправку о немедленном импичменте, внимания на заявление президиума обращать не станет. Скорее всего, будут приняты все меры, чтобы не допустить созыва чрезвычайной сессии и тем более съезда. 

Возможности для этого у Ельцина имеются - достаточно лишь перекрыть депутатам доступ к Белому дому и к официальным источникам информации (что и было сделано накануне в отношении "Останкино").

В этой ситуации вполне возможно, что отставленные парламентарии попытаются, как советовал на чрезвычайном заседании президиума ВС Руслан Хасбулатов, опереться на лояльные парламенту "массы", что может привести к достаточно серьезным беспорядкам. Пока трудно предположить, удастся ли парламенту найти поддержку у воинских частей, однако известно, что весь вчерашний вечер в ВС находился начальник Генерального штаба МО России Михаил Колесников. По неофициальной информации, он пытался связаться с военными округами страны. Содержание переговоров пока неизвестно.

Сам Борис Ельцин, естественно, тоже предусмотрел возможность того, что ВС попытается обратиться за поддержкой к войскам и проделал соответствующую "подготовительную работу". После подписания указа недавний визит президента в дивизию Дзержинского перестает выглядеть простым морально-устрашительным действом и смотрится как серьезный политический шаг.

В новом свете предстают и субботние перестановки в правительстве. Теперь уже очевидно, что назначение Олега Лобова секретарем Совета безопасности было вызвано не только желанием освободить место для Егора Гайдара (хотя введение Гайдара в правительство - довольно сильный фактор для укрепления позиций президента), но и необходимостью поставить во главе Совета безопасности, курирующего силовые структуры государства, человека, лично преданного Ельцину.

Примерно в этом же ракурсе можно рассматривать и так долго ожидавшееся назначение нового министра безопасности: Николай Голушко, конечно, до назначения был проверен на лояльность в случае подобных действий президента.

Из указа президента России об изменениях в действующую конституцию РФ (в изложении Бориса Ельцина в телеобращении)

1. Высшим органом законодательной власти становится Федеральное собрание РФ - двухпалатный парламент, работающий на профессиональной основе. Его выборы назначены на 11-12 декабря этого года.

2. Любые действия, направленные на срыв выборов, рассматриваются как незаконные, и лица, допускающие их, будут привлекаться к уголовной ответственности на основе Уголовного кодекса России.

3. С сегодняшнего дня прерывается осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Заседания съезда более не созываются. Полномочия депутатов прекращаются.

4. Полномочия органов власти на местах сохраняются.

5. Конституция и законодательство РФ и субъектов Федерации продолжают действовать в полном объеме с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим указом.

6. Гарантируются права и свободы граждан России.

(Коммерсантъ-Daily) 

 

Главным героем субботнего совещания стал, конечно, Руслан Хасбулатов, произнесший в его завершение жесткую антипрезидентскую речь, которая сопровождалась в отдельных своих местах недвусмысленной жестикуляцией. Слова и жесты спикера позволили пресс-секретарю Бориса Ельцина выявить у г-на Хасбулатова "последнюю степень политической и моральной деградации".

Руслан Хасбулатов заявил, что "речь идет уже не о конфронтации двух властей, а о стремлении одной из них ввергнуть общество в хаос". Он предупредил о возможности установления президентской диктатуры и призвал депутатский корпус России в таком случае действовать более жестко и решительно.

Таким образом, представительная власть, видимо, объявляет свое контрнаступление в ответ на "боевой сентябрь" Бориса Ельцина. Если это так, то в скором времени должны последовать соответствующие законодательные инициативы, основные контуры которых уже давно определены, хотя работа по их наполнению в последнее время была несколько приостановлена. Именно в деле законодательных новаций у ВС неоспоримое преимущество перед президентом, каждый новый указ которого тот же ВС вполне законным образом отправляет для экспертизы в Конституционный суд, приостанавливая тем самым действие указов. 

Напомним, что из всех последних законодательных инициатив ВС самые существенные - это поправки в действующую Конституцию, проекты законов о процедуре принятия новой Конституций, об ответственности за неисполнение решений съезда и ВС. Их подготовка или окончательное принятие были приостановлены, очевидно, потому, что парламент предлагал Ельцину проведение политических консультаций о способах разрешения кризиса.

Жесткие слова г-на Хасбулатова, с одной стороны, и признание работы правительства неудовлетворительной - с другой, косвенно доказывают, что предложения о каких-либо переговорах президентом отвергнуты. Еще одно доказательство: председатель Конституционной комиссии Борис Ельцин до сих пор не называет дату проведения ее заседания и утверждения на нем постановления о порядке подготовки согласованного проекта Основного закона страны.

Впрочем, возможно, суровая оценка Русланом Хасбулатовым деятельности президента есть последняя попытка заставить его отказаться от односторонних шагов в деле ликвидации политического кризиса. Однако г-н спикер, видимо, опоздал. Назначение Егора Гайдара, вызывающего у законодателей аллергию, отказ от форсированного принятия новой Конституции в пользу временных конституционных актов, начало осуществления планов по отстранению законного преемника Александра Руцкого (субботний указ "о вице-президенте") свидетельствуют о том, что президент свое наступление продолжает.

(Независимая газета)

Подготовил Евгений Новиков


Продолжение читайте 26 сентября