Промышленный переворот в России создал принципиально новые условия для существования ремесленного производства и ремесленников как класса. В результате этого цеховые уставы устарели, и созданием новых правовых положений, касающихся ремесленников, занялось правительство.
В седьмом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко уделяет особое внимание решению в XIX веке одной из самых острых на тот момент проблем – защиты прав учеников ремесленников и ограничения использования детского труда на производстве.
Массовое вытеснение ремесла фабричной промышленностью, основанной на применении машин, в ведущих отраслях производства началось в России с середины XIX века и активно продолжалось до отмены крепостного права в 1861 году. Продукция ремесленников не выдерживала конкуренции с дешёвыми фабричными изделиями массового производства.
В различных областях промышленности процесс вытеснения ремесла протекал с разной степенью интенсивности. Ремесленники более или менее успешно сохраняли свои позиции главным образом в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий (портные, сапожники, ремесленники, выполняющие работы по починке различных предметов домашнего обихода, краснодеревщики, ювелиры, переплётчики и др.).
Пытаясь использовать достижения более развитой машинной индустрии, ремесленники все чаще стали применять в своей производственной деятельности небольшие и недорогие двигатели и машины. Однако миллионы ремесленников продолжали существовать, будучи в прежнем состоянии, при котором основным оставался собственный ручной труд при наличии небольшого числа подмастерьев и учеников.
В сложившихся новых условиях правительство озаботилось созданием современных правовых положений, направленных на защиту прав и интересов ремесленников России. Прежние цеховые уставы устарели.
В 1859 году по инициативе Министерства финансов была образована особая комиссия для пересмотра уставов фабричного и ремесленного: ей поручалось изучить западноевропейский опыт, деятельность ремесленных учреждений, их уставы, исследовать цеховые учреждения и порядок их отмены. Однако лишь в 1870 году (т.е. спустя 12 лет после начала работы комиссии) этот проект поступил на рассмотрение правительства.
И только в Свод законов Российской империи 1879 года вошла новая редакция Устава о промышленности, включавшего уставы о промышленности фабричной и заводской, а также ремесленный. Устав регулировал деятельность ремесленных мастерских, права и обязанности мастеров, положение подмастерьев и учеников, условия их обучения.
В первой его статье ремесло определялось как «обработка вещей посредством ручной работы». Таким образом, ремесленникам по-прежнему запрещалось применение машин в производстве. Чтобы выжить в конкурентной борьбе даже с мелкими фабрикантами, они были вынуждены работать по 16–18 часов в сутки, хотя Устав ограничивал рабочий день десятью часами (с 6 до 18 часов с перерывом на получасовой завтрак и полуторачасовой обед).
Отдельные статьи Устава регулировали ремесленное ученичество, в том числе требования к основным положениям договора, взаимные права и обязанности мастеров и учеников, условия содержания, режим работы и обучения. Мастерам запрещалось бить учеников без причины или вообще «худо с ними поступать» под угрозой уплаты пени в ремесленную управу.
В соответствии с Уставом перед поступлением малолетнего в обучение ремеслу его должны были подвергнуть медицинскому освидетельствованию для выяснения, может ли он по состоянию здоровья заниматься тем ремеслом, которому его желают обучить. Мастер обязан был заключить письменный договор с лицами или учреждениями о принятии на себя ответственности за обучение и содержание ученика, оговаривались сроки и условия.
1 июня 1882 года было «высочайше утверждено» мнение Государственного совета об установлении новых правил относительно малолетних, работающих в ремесленных мастерских. Закон запрещал работу детей до 12-летнего возраста, а также ночную работу малолетних во всех отраслях труда.
Владельцы мастерских должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании одноклассного народного училища, посещать школу не менее трех часов в день или восемнадцати часов в неделю. Для надзора за исполнением постановлений о работе и обучении малолетних рабочих учреждалась особая инспекция.
Со второй половины XIX в. роль ремесленных управ как защитников прав ремесленников и органов самоуправления в большинстве городов России упала. К 1913 году они сохранились только в 29 городах, в том числе в Санкт-Петербурге.
Ремесленное ученичество являлось одним из самых больных мест с точки зрения проблемы защиты прав человека. Еще в 1882 году Министерство финансов и Министерство внутренних дел утвердили списки производств, где не разрешалось использовать малолетних до 15 лет. В них вошли скотобойни, пекарни, овчинно-шубные заведения, типографии (в ночное время), дереводельные, латунные и золотосеребряные мастерские (отдельные операции).
Режим работы и обучения учеников контролировался петербургским градоначальником, а также Обществом попечения о бедных и больных детях (Синий крест).
В целях выяснения положения учеников в Петербурге в 1898 г. Общество образовало комиссию, пришедшую к следующим выводам: «Большинство содержателей ремесленных и торговых заведений, руководствуясь исключительно грубыми, личными интересами, большей частью относятся к своим ученикам едва ли не как к рабочему скоту, отданному в их бесконтрольное распоряжение… К малолетним предъявляются требования, исполнение которых под силу разве только здоровому взрослому человеку.
Сама статья 431 Устава о промышленности, устанавливающая 10-часовой срок ежедневной работы, не делает различия между взрослыми и детьми. Что же касается содержателей мастерских, то почти никто из них не наблюдает по отношению к малолетним даже этого, достаточно-таки большого для ребенка, срока. Большинство хозяев произвольно увеличивает продолжительность детской работы, лишая учеников указанного послеобеденного отдыха».
В связи с ростом числа людей, зарабатывавших на пропитание ремесленным трудом, эта сфера стала объектом внимания общественности, бурных обсуждений юристов. Наиболее жаркие споры вызывали возраст принимаемых на обучение в мастерские, ограничение времени работы, предоставление ученикам возможности посещать начальную школу.
15 ноября 1906 года вышел закон «Об обеспечении нормального отдыха служащих в ремесленных мастерских», регламентировавший права и обязанности хозяев и учеников.
С учетом его положений в 1910 году был принят Устав о ремесленной промышленности, предписавший мастеру и родителям ученика заключать при приеме договор, где оговаривались условия обучения и содержания подростка, характер помещения, количество и качество пищи, одежды, продолжительность рабочего дня, услуги и размер платы за обучение. В случае притеснения ученика Устав предусматривал возможность обратиться в управу.
Таким образом в конце XIX - начале XX вв. внимание законодателя явно сместилось в сторону защиты прав прежде всего учеников ремесленников. Это объяснялось тяжелым положением обучавшихся ремеслу, т.е. злободневностью проблемы и общей тенденцией гуманизации права в России.
Дети – подрастающее поколение ремесленников остро нуждались в защите своих прав. И общество, и государство делало первые шаги в этом направлении.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 15 октября