РАПСИ начинает публикацию нового цикла правовых расследований кандидата исторических наук, депутата Госдумы первого созыва Александра Минжуренко. 

Изучение прав буржуазии является одной из труднейших задач, поскольку такого сословия в России не существовало, да и как класс отечественные «капиталисты» оформились достаточно поздно. При этом игнорировать значение «торговой буржуазии» в вопросе появления и развития экономических прав невозможно. 

Первый материал цикла посвящен выявлению отличительных признаков этой важной прослойки общества, а также участию государства в формировании российской буржуазии и их прав.


Исследование правового положения различных категорий населения Руси и России периода феодализма естественным образом заставило применять сословный подход. И это понятно: российское общество феодальной эпохи было сословным, поэтому говорить о правах человека в России этого времени «в среднем» не представляется возможным. Всё население строго делилось на особые категории - сословия, права и обязанности которых были четко очерчены и оговорены в законодательстве. 

Отсюда предмет исследования и его границы были достаточно определенными: в правовом отношении весьма обособленно существовали дворяне, духовенство, крестьяне, купцы, казаки и т.д. Однако, приступая к исследованию правового положения русской буржуазии, приходится отказаться от указанного сословного принципа, так как такого сословия в России не существовало. 

В российских законах не оговаривались отдельно права «буржуазии», отсутствовал и такой термин вообще. И поэтому границы этой категории довольно сложно провести. Дело в том, что, согласно принятой терминологии, буржуазия – это не сословие феодальной формации, а класс капиталистического общества. Но изучение процесса его появления следует начинать не с эпохи капитализма, потому что этот класс зарождался ещё в недрах старой социально-экономической формации.

К нарождающемуся новому классу, согласно уже другим – экономическим – критериям, можно отнести различные группы населения. Предпринимательством, т.е. производством товаров на рынок, на продажу, на ранних этапах появления этого класса первоначально занимались представители разных сословий. Это могли быть купцы, ремесленники, «капиталистые» крестьяне и дворяне.

Ближе всех к новому классу по роду занятий относились купцы, исследованию правового положения которых в рамках настоящего проекта посвящен отдельный цикл статей. Действительно, это древнее сословие, существовавшее уже в раннефеодальный период, являлось органичной составляющей частью феодальной структуры общества. 

Но в то же время, купцы ведь обслуживали товарный рынок, а это уже категория капиталистической формации, которую сейчас чаще всего так и называют «рыночной экономикой». Да и позднее в исследовательской литературе купцов прямо относят к «торговой буржуазии». С этим трудно спорить. 

Но тогда получается, что одна из составляющих структуры капиталистического общества - «торговая буржуазия» - появилась на самых ранних этапах становления русского раннефеодального государства. Даже ранее дворянства или казаков?

Выходом из этой терминологической задачи, на наш взгляд, может послужить признание того факта, что торговля выступает универсальным занятием, «обслуживающим» потребности и интересы как феодального, так и капиталистического общества. Она всегда была востребована, даже до складывания классического феодализма. 

Другое дело, что в условиях господства натурального хозяйства удельный вес товарного производства был невелик. Соответственно и торговля занимала незначительный вес в народном хозяйстве. Всё, или почти всё необходимое производилось в рамках отдельных хозяйств или крестьянской общины. Нередко основное население Древней Руси – крестьяне – покупали у купцов почти исключительно один товар, который не мог быть произведен в местных условиях – это соль.

Таким образом, товарное производство и торговля до определенного времени выступали лишь отдельным укладом в структуре господствующего феодального способа производства. И потому называть купцов периода феодализма «буржуазией» можно лишь условно, с определенными оговорками. Позднее купцы очень естественно и органично, путем эволюции, плавно трансформируются в класс буржуазного общества и станут «законно» и безоговорочно называться «торговой буржуазией». 

Таким образом, появление класса буржуазии, видимо, нужно отсчитывать с того момента, когда товарное производство займет более солидный удельный вес в экономике России, когда производство не предметов собственного потребления, а товара на рынок станет основным занятием для большой группы населения. Ну, а окончательное формирование нового класса будем относить к тому времени, когда товарное производство станет доминировать в народном хозяйстве страны. 

Следовательно, важнейшим признаком становления капитализма и складывания буржуазии выступает появление не только торговых предприятий, но и мануфактур, т.е. производящих предприятий, целью открытия которых являлось производство товаров на рынок.

А владельцами первых мануфактур в России, напоминаем, могли быть не только купцы, но и ремесленники, и крестьяне, и дворяне. И их правовое положение регулировалось соответствующим сословным законодательством.

Особенностью процесса появления класса буржуазии в его зачаточной форме в России являлось то, что здесь организатором и создателем первых мануфактур в XVII веке было государство, а не частный предпринимательский капитал. 

Государство обладало необходимыми ресурсами: капиталом, возможностью назначить организаторов, найти наемных работников, а главное – именно государство обладало мотивацией для создания мануфактур. Организация крупного производства отвечала государственным потребностям России. Уровень мелких ремесленных мастерских правительство уже не устраивал. 

Однако именно эти мастерские и стали базой для следующего этапа процесса создания промышленности. Как раз в XVII в. русское ремесло выходит на новую стадию своего развития – делает шаг к промышленному производству. 

Создаваемые мануфактуры – это предприятия, на которых производство осуществлялось с применением разделения труда наемных работников. При этом производство было преимущественно ручным, ремесленным, а уровень развития техники – невысоким.

Первые мануфактуры были открыты в дворцовом хозяйстве: в 1616 г. – Хамовный двор, в 1614–1627 гг. – Оружейная палата (преобразована в мануфактуру), в 1632 г. – Бархатный двор, в 1634 г. – первый в России стеклянный завод, в 1637 г. – Пушечный двор. 

С 1630 г. начинается казенная добыча руды в Зауралье, в 1631 г. был основан первый Нерчинский завод по выплавке железа, в 1633 г. открывается первый медеплавильный завод. В 1630–1650-е гг. складывается Тульско-Каширская группа железоделательных заводов. 

В 1620 г. в Москве был открыт Печатный двор – первая общегосударственная типография, тиражи которой по тем временам считались массовыми – до тысячи экземпляров.

Но все эти предприятия не были основаны частным капиталом, так что этот период можно считать первоначальной фазой в начавшемся процессе создания предпосылок для складывания особой категории людей, занятых производством товаров в значительных масштабах. Данный период можно считать прелюдией к появлению нового класса – буржуазии добывающей и производящей.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 14 апреля