Администрация видеохостинга YouTube отметила как недопустимый фильм Александра Рогаткина «Беслан». При этом его трансляция по федеральному телеканалу, ранее состоявшемуся в эфире «России 1», является неопровержимым доказательством отсутствия какой-либо запрещенной информации в фильме. По просьбе РАПСИ эксперты оценили причины, допустимость, а также последствия подобных действий зарубежной интернет-компании в России. 

Роскомнадзор направил руководству Google LLC письмо в связи с ограничением на территории РФ распространения фильма «Беслан» на YouTube. Ведомство расценило действия администрации сайта как акт цензуры, и потребовало при работе сервисов компании Google на территории России строго соблюдать законодательство нашей страны.

Обоснованность этой позиции полностью разделяют опрошенные РАПСИ эксперты.


Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

«Ограничение показа фильма Александра Рогаткина «Беслан» можно назвать признаком цензуры. Любой журналист имеет право на собственную точку зрения, так же как при освещении трагедии в Нью-Йорке 11 сентября каждый имеет право на свою версию произошедшего. 

Достоинство гласности, демократии – это предоставление возможности для разных авторов высказывать разные точки зрения, которые не противоречат закону и этическим нормам. Трагедия в Беслане очень ощутима не только для осетинского народа, но и для всех россиян, граждан других стран. Это напоминание о том, как ценна человеческая жизнь, как важно ежедневно противостоять терроризму. 

Автор фильма – известный журналист, бывает в горячих точках, снял немало фильмов о событиях в Украине и других странах. Его взгляд имеет право на существование и поможет осознать происходящее. 

Реакция Роскомнадзора понятна. Запрет на данный фильм совершенно не обоснован. Google мог разместить напоминание о том, что фильм не рекомендуется смотреть детям и людям с неустойчивой психикой. Если следовать логике Google, то тогда придется запретить многие фильмы о трагических страницах истории, включая и такие, как «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, «Иди и смотри» Элема Климова и многие другие».


Пресс-служба Google прокомментировала ситуацию с ограничением распространения фильма о Беслане. В пояснении говорится, что платформа YouTube может накладывать возрастные ограничения на документальные фильмы и репортажи, если контент содержит сцены насилия или неприятные изображения. Какие именно кадры показались зарубежной компании «неприятными» в документальном фильме – не поясняется. 

При этом ранее руководство YouTube без объяснения причин заблокировал аккаунты около двух сотен российских СМИ, в том числе Царьград, Ридус и др. Следует отметить, что все процедуры блокировки российских YouTube-каналов проходят без предварительных предупреждений со стороны администраторов. При том, что правила и практика работы видеохостинга гарантируют соответствующие оповещения. YouTube также обязан давать ссылку на конкретные пункты условий его использования, которые были нарушены, но администраторы этого не делают. 

Эксперты считают, что YouTube пытается ограничивать российские СМИ, блогеров, создателей контента, которые стоят на патриотической позиции, а также стремятся предоставлять независимую и объективную информацию. На сегодняшний день политика YouTube оценивается экспертами как откровенно враждебная по отношению к России. 


Дмитрий Аграновский, адвокат: 

«Надо понимать, что большинство соцсетей на сегодняшний день в мире – это американская разработка. Они находятся под американским контролем, и их цель – продвижение американских интересов, а ни в коем случае не абстрактное развитие человечества и укрепление дружбы между народами. 

Не откажу себе в удовольствии процитировать В.В. Путина, который сказал: «Интернет это проект ЦРУ, в таком качестве он возник, в таком и развивается». Поэтому контент, не соответствующий американским интересам, безжалостно блокируется на чисто американских сетях – Facebook, Twitter и YouTube. 

Я знаю, о чем говорю, потому что лично меня четырежды заблокировали в этом году на Facebook. В частности, за то, что я назвал американский ракетный удар по Ирану возмутительным актом агрессии. А в последнее время у меня заблокировали все аккаунты в Twitter за поддержку президента Лукашенко. 

Не надо забывать, что Facebook, YouTube и Twitter не имеют представительств в России, модерируется русский сегмент с Украины и Польши и они не подчиняются нашим законам. Поэтому я призываю искать альтернативные площадки. На мой взгляд, для Facebook, YouTube и Twitter должны быть созданы условия, когда они будут подчиняться нашим законам и их действия можно будет обжаловать. В том числе, блокировку фильма».


Указанная экспертом проблема отсутствия представительств в России Google, Facebook и некоторых других интернет-компаний неоднократно обсуждалась в этом году. В частности, комиссия Московского отделения Ассоциации юристов России (АЮР) по правовому обеспечению цифровой экономики подготовила официальное заключение, в котором предлагается помимо прочего обязать иностранные IT-компании открывать свои представительства в России. 

Ранее рабочая группа Общественной палаты РФ по защите прав пользователей в интернете предложила внести поправки в пять федеральных законов: об информации, о персональных данных, об иностранных инвестициях, в Кодекс об административных правонарушениях и в Налоговый кодекс. В частности, в российском законодательстве предлагается закрепить понятие «иностранная социальная сеть», а также соответствующие права, обязанности и санкции за их нарушение. 

На данный момент уже готовы предложения порядка действий, как «приземлить» зарубежные технокомпании в российскую юрисдикцию. Для этого в первую очередь может быть введен запрет на проведение прямых платежей в адрес иностранных компаний. Платежи следует направлять только их российским филиалам или представительствам, зарегистрированным в российской юрисдикции;

Также весьма эффективен может оказаться запрет любых сделок государственных органов и госкомпаний с Google, Facebook и др.: от размещения рекламы до закупок товаров и услуг.

Эксперты отмечают, что блокировка фильма «Беслан» высветила проблему непрозрачной политики модерации западных соцсетей. Многие российские каналы и блогеры не только блокируются администрацией YouTube, но также к ним применяются и другие инструменты воздействия: отключение от продвижения аккаунтов, лишение возможности монетизации контента… 

При этом авторы каналов зачастую даже не знают, по какой причине к ним применены те или иные санкции. В ряде случаев жесткие ограничительные меры администраций зарубежных интернет-платформ в отношении российских авторов оригинального контента, при отсутствии каких-либо обоснований принятых ими решений, не находят у экспертов иного объяснения, кроме как проявлений политической цензуры. Такие действия в российском сегменте интернета являются прямым нарушением Основного закона страны.


Алексей Мельников, адвокат: 

«Если говорить о том, как наши законы регулируют эту область, то Конституция России в статье 29 и закон о СМИ в статье 3 запрещают цензуру в любой форме. По моему мнению, обсуждаемый факт – определенно, цензура, причем избирательная. Отдельные материалы блокируются, так как якобы содержат сцены жестокости или пропаганду, а другие – с таким же содержанием и не менее жестокими сценами – широко распространяются на тех же площадках. То есть, в век информации, все эти площадки становятся подверженными политическому влиянию и служат интересам определенных лиц или государств.  

Я не готов высказывать мнение о качестве фильма («Беслан» - прим. ред.), но считаю, что это однозначно цезура и она недопустима в нашей стране. Люди имеют право знать мнение автора, а когда блокируется материал – наступает худшая ситуация: невозможность получить информацию. 

Как наши власти могут бороться с происходящим? В отсутствие регистрации организации на территории страны, механизмом борьбы может быть, к сожалению, все та же блокировка деятельности нарушителей наших законов. Но это, конечно, тоже плохо, так как может пострадать общество. 

Действие Роскомнадзора же, его обращение к нарушителю – это правильный и профессиональный шаг. А тот общественный резонанс, который возник, только поможет обществу узнать о факте цензуры и найти нужную информацию. Чем прекрасен интернет – тем, что полностью в нем заблокировать ничего невозможно».


Следует заметить, что такие действия зарубежных компаний, помимо прочего, противоречат решению Верховного суда России. В июле 2020 года высшая судебная инстанция сочла несоответствующими нормам процессуального права выводы судебных инстанций об отсутствии у судов РФ компетенции по разрешению споров пользователей Facebook об удалении аккаунтов или блокировке контента.  

Верховный суд отменил все нижестоящие судебные акты и указал, что при таких спорах, если субъект экономической деятельности осуществляет эту деятельность на территории РФ и обрабатывает персональные данные россиян, то российский суд может призвать эту компанию к ответственности. Реклама для пользователей РФ, которая приносит огромный доход соцсетям, безусловно, относится к таковой деятельности.  

Данное решение суда полностью соответствует международному правовому требованию по достижению равноправия всех сторон. Когда одна из них явно слабее, закон должен предоставить ей особенную защиту. Кроме того, позволение зарубежным компаниям зарабатывать на российском рынке, не неся правовой ответственности, ставит в неравные условия местные и законопослушные иностранные компании. В этой связи, как отмечают эксперты, необходимы четкие правила игры на рынке цифровых услуг и устранение неравенства в правах между отечественными и зарубежными платформами.

В случае отказа выполнять российские законы и нести ответственность за правонарушения, к зарубежным компаниям могут быть применены разные формы наказания: штраф через платежных агентов (с постепенным повышением его), наложение пени, ограничение рекламы (и соответственно доходов), замедления скорости трафика, частичная и временная блокировка (кратко-, среднесрочная), окончательная блокировка. 

В этой связи следует ожидать в ближайшее время решительных действий со стороны российских законодательных и исполнительных органов по предоставлению, в числе прочих, авторам российских каналов в YouTube и создателям фильмов, размещенных на этой платформе, прав и действенных возможностей по защите своих интересов в российских судах.