Партия большевиков, придя к власти в октябре 1917 года, считала себя политическим представителем рабочего класса и естественным защитником его прав и интересов. Это поставило вопрос о роли профсоюзов в условиях диктатуры пролетариата. Единого мнения на этот счет в правящей партии в 1917-1920 годах не сложилось. Именно по данному вопросу в партии разразилась самая острая дискуссия, занявшая несколько месяцев в 1920-1921 гг.

О деталях длительной и ожесточенной полемики, вошедшей в историю как «Дискуссия о профсоюзах». рассказывает в двенадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Первое время в партии большевиков доминировала стратегия Льва Троцкого. Он, возглавлявший Реввоенсовет республики в годы Гражданской войны, с декабря 1919 года был привлечён к решению и экономических проблем страны. С фронтов войны Троцкий принес свои приемы и подходы к управлению экономикой, считая жесткую систему военных приказов и военной дисциплины самой эффективной и в деле руководства промышленностью.

Ему и была поручена реализация программы по милитаризации экономики страны, автором которой он и являлся. Милитаризация труда в РСФСР подразумевала переход от коллегиальности к единоначалию, а также – от выборности руководства к его назначению «сверху». Это означало и подчинение профессиональных союзов рабочих экономическим организациям центра, которые в свою очередь стали бы подчинены военным структурам.

27 декабря 1919 г. Троцкий — глава Комиссии по выработке плана введения всеобщей трудовой повинности и ближайших практических мероприятий по мобилизации рабочей силы — публикует тезисы «О мобилизации индустриального пролетариата, трудовой повинности, милитаризации хозяйства и применении воинских частей для хозяйственных нужд».

В разделе «Милитаризация хозяйства» Троцкий указывает: «Орудием государственного принуждения является его военная сила. Следовательно, элемент милитаризации труда в тех или других пределах, в той или другой форме, неизбежно присущ переходному хозяйству, основанному на всеобщей трудовой повинности».

Руководящая роль в этой работе, по мысли Троцкого, должна, была «наряду с партией, лечь на профессиональные союзы, в состав которых должны быть возвращены лучшие рабочие, прошедшие военную школу».

На IX Съезде РКП(б) (29 марта — 5 апреля 1920 г.) Троцкому попытались возразить сторонники сохранения профсоюзов как организаций, защищающих интересы и права пролетариата. Но он продолжал настаивать на своей точке зрения, заявив в своем докладе, что: «профессиональные союзы не заменяются милитаризацией, а проводят её, являются её проводниками. Если в деревне мобилизацию крестьян проводит военное ведомство, ибо другого аппарата там ещё нет, то по отношению к рабочей силе города таким аппаратом являются прежде всего профсоюзы, и тут без милитаризации самих профсоюзов, как таковых, не обойтись. Профсоюзы обязаны создать новый режим. Это и есть милитаризация рабочего класса. Я прямо говорю, что милитаризация рабочего класса есть новый режим профсоюзов».

Лидер профсоюзов Михаил Томский вынужден был на этом съезде «сдаться», так как позицию Троцкого поддержал Владимир Ленин. Но даже в коммунистической фракции Всероссийского Центрального Совета профессиональных союзов (ВСПС) большинство оказалось в оппозиции к милитаризации труда и промышленности.

До определенного времени идеи Троцкого поддерживались большинством ЦК РКП(б), но сопротивление рабочих и активистов профсоюзного движения показало, что милитаризация профсоюзов не находит понимания и поддержки в рядах пролетариата России. В итоге была установлена «низкая эффективность» практического воплощения теоретических наработок Троцкого. Ленин также внешне как бы отошел от этой линии.

Поиски в определении целей, задач и места профсоюзов вылились в известную партийную «Дискуссию о профсоюзах». В ходе дискуссии внутри РКП(б) сформировался ряд «групп», придерживающихся того или иного подхода, высказанного лидером данной группы.

К началу 1921 года выделяли четыре группы. Первая: «производственная оппозиция» (производственники, платформа Троцкого) – сторонники милитаризации и подчиненности профсоюзов органам власти. Их крайними противниками являлась «Рабочая оппозиция» (А. Г. Шляпников, С. П. Медведев, А. М. Коллонтай и др.), рассматривавшие профсоюзы как высшую форму организации пролетариата, они требовали передачи профсоюзам права руководства народным хозяйством. Также была еще группа «демократического централизма» («децисты») (Т. В. Сапронов, В. В. Осинский и др.), они выступали против руководящей роли РКП(б) в Советах и профсоюзах, а внутри партии требовали свободы фракций и группировок. Наиболее многочисленной была группа Ленина и его сторонников, которая в разные периоды времени поддерживала в части те или иные позиции различных лагерей, но к концу 1920 составила свою платформу («платформу 10-ти»), определившую профсоюзы как «школу управления, школу хозяйничанья».

Итоги дискуссии о профсоюзах были подведены на X съезде РКП(б) (8-16 марта 1921 г.) Лениным. Из его выступления видно, что сама острота этой дискуссии серьезно встревожила вождя партии. Ведь речь уже пошла о глубоком расколе внутри большевистского руководства.

Поэтому Ленин пытается сбить накал полемики и заявляет, что вопрос о роли профсоюзов не является главным вопросом политики партии в данный момент. Более того, лидер партии охарактеризовал профсоюзную дискуссию как «навязанную», и как «непозволительную роскошь».

В докладе и в заключительном слове по отчету ЦК Ленин призвал к сплочению партии и указал на недопустимость оппозиции в партии. «На съезде большинством голосов была принята ленинская платформа о роли и задачах профсоюзов».

Вот эта последняя фраза целиком заимствована автором из официальных отчетов, исторических источников и исследовательских трудов. И это вроде бы верно. Так оно и было: съездом была принята резолюция, формально предложенная Лениным.

Но вот чем отличается ленинская концепция о роли и задачах профсоюзов от троцкистской, тут мы затрудняемся объяснить. Может быть, он только несколько смягчил грубые и излишне откровенные формулировки Троцкого, не стал употреблять термина «милитаризация профсоюзов». Но ведь Ленин точно так же, как и Троцкий, настаивал на необходимости огосударствления профсоюзов. Еще ранее он заявлял, что мы идём «неизбежно к слиянию организаций профессиональных с органами государственной власти».

Далее Ленин весьма настойчиво объясняет необходимость руководства профсоюзами со стороны большевистской партии, рассматривает их как подготовительную школу для осуществления пролетариями их диктатуры, как «школу коммунизма».

Ленин пишет: «но что означают эти фразы о «трудовластии», как не агитацию за независимость профессиональных союзов от классовой пролетарской власти? Об этой «независимости» профессиональных союзов вместе с меньшевиками и эсерами печётся и плачет вся западноевропейская буржуазная печать».

Таким образом, дискуссия в правящей партии закончилась тем, что профсоюзы были признаны частью государственного аппарата и должны были действовать исключительно под жестким руководством со стороны партии большевиков. О прежних функциях профсоюзов – защите прав и интересов пролетариата – в пылу полемики как-то забыли.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 17 ноября