Движение за независимость, развернувшееся в Америке в конце XVIII века, поставило перед его лидерами юридические вопросы о легитимации фактической революции и формировании правового фундамента для создания нового государства.
О том как была решена эта задача, о предпосылках и деталях выбора «естественного права» в противовес доктрине «правового позитивизма» рассказывает в четвертом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Английские колонисты в Северной Америке, поставившие в 1760-70-е годы века вопрос о равноправии с жителями метрополии, поначалу и не помышляли о создании независимого от Англии государства. Они хотели договориться с королем «по-хорошему». Однако их демарши не получили положительного ответа. Поэтому тема прав колонистов оставалась в повестке дня белых американцев и даже обострялась.
Таким образом, сама логика последовательной борьбы за права человека толкала поселенцев к более радикальным шагам. Но они все же решили полностью пройти путь ненасильственных действий и убедить английское правительство в законности своих требований о равноправии.
Толчком к началу организованного сопротивления против нарушения прав поселенцев послужили принятые Английским парламентом в 1774 году пять законов. Эти билли вошли в историю Америки как «Невыносимые законы» - так их стали звать американцы.
Метрополия, принятием этих законов, еще более ущемляла права колонистов и, изолируя особо активные колонии, пресекала возможности их организационной консолидации. Однако эта мера имела совершенно обратные последствия: колонисты решили объединить свои усилия в борьбе за свои права.
5 сентября 1774 года в Филадельфии был созван I Континентальный конгресс из выборных представителей 12 колоний. Этот съезд выработал ряд документов, которые были направлены на защиту прав и интересов колонистов. Так, была принята «Декларация прав и жалоб», которая содержала заявление о правах жителей американских колоний на «жизнь, свободу и собственность», а также выражала протест против таможенной и налоговой политики метрополии. Конгресс также предложил расширить права органов местного самоуправления.
Принятые собранием представителей колоний документы, на наш взгляд, еще не могли быть охарактеризованы как революционные требования. Нет, колонисты всё еще «просили» короля принять справедливые на их взгляд решения. Это была, пожалуй, последняя попытка добиться равноправия мирным путем.
Однако, в заявлениях Конгресса прозвучали и угрожающие нотки. Колонисты пригрозили объявить бойкот английским товарам вплоть до полной отмены дискриминационных актов. И, начиная с 1 декабря 1774 года, в колониях была запрещена как покупка английских товаров, так и продажа американских товаров англичанам.
Предложения Конгресса были отвергнуты английским правительством. В ответ король Георг III выдвинул требования полного подчинения колоний власти британской короны, а английский флот приступил к блокаде северо-восточного побережья. Со следующего 1775 года начались боевые действия – война за независимость. Путь переговоров был исчерпан. Вот таким образом борьба за права человека вылилась в войну за независимость американских колоний.
Но только уже в ходе войны окончательно созрела решимость колонистов вести борьбу вплоть до полного отделения от метрополии и получения колониями статуса независимых государств.
Однако лидеры движения за независимость, среди которых оказались известные юристы, были всерьез озабочены вопросом о правовой базе будущего государства. Им не хотелось предстать пред миром бунтовщиками и нарушителями закона.
Действительно, ведь что такое революция? Это восстание против законной власти, это грубое нарушение законов этого государства. Это всё-таки преступление. Поэтому юрист, оставаясь юристом, не должен по идее призывать народ к массовым правонарушениям даже из благих намерений. «Пусть рухнет мир, но торжествует право».
И американские юристы придумали интересный выход из сложной правовой ситуации. Они решили опереться на теорию «естественного права». И на II Континентальном конгрессе 4 июля 1776 года была принята Декларация независимости, которая юридически оправдывала действия восставших колонистов и создавала необходимый правовой фундамент будущего государства.
Выглядело это весьма корректно и убедительно. В первой части Декларации говорилось: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными, и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее».
Вторая же часть Декларации – это фактически обвинительный акт против короля Англии. Буквально в столбик были перечислены все действия короля, нарушающие естественные права колонистов. Каждый абзац начинался с местоимения «он», после которого формулировался очередной пункт этого обвинения. Так, в частности, там говорилось:
«Он отказался от управления колониями, объявив о лишении нас его защиты и начав против нас войну.
Он грабил нас на море, опустошал наши берега, сжигал наши города и лишал наших людей жизни.
Он в настоящий момент посылает к нам большую армию иностранных наемников с тем, чтобы окончательно посеять у нас смерть, разорение и установить тиранию».
Согласно этому документу, именно король здесь выступает нарушителем прав более высокого уровня, чем законы, принятые парламентом. Ведь, как известно, «естественное право» противопоставляется доктрине «правового позитивизма»: если последняя утверждает, что право может быть даровано лишь по воле государства, воплощённой в законе, и что никакого права вне закона быть не может, то концепция естественного права разводит понятия «право» и «закон». Согласно ей, у каждого индивида есть некоторые высшие, постоянно действующие права, которые не зависят от норм и принципов, установленных государством, и действуют напрямую.
Итак, взяв за основу теорию естественного права, отцы-основатели североамериканского государства превратили английского короля в преступника и тем самым подвели правовую основу под действия повстанцев.
Таким образом, последовательная борьба за свои права неуклонно привела колонистов к целому ряду акций, к выработке интересных значительных документов, а затем и к вооруженной борьбе с теми, кто был виновником в нарушении их естественных прав.
И всё это завершилось созданием 13 независимых государств – штатов, которые объединились в конфедерацию – Соединенные Штаты Америки. Каждое государство приняло свою конституцию, в которой были оговорены гарантии защиты прав человека. Почти повсеместно были приняты «билли о правах», которые провозглашали свободу слова, совести, собраний, неприкосновенности личности и т. д.
Эти конституции были по настоящему революционными, они уничтожали привилегии земельной аристократии, устанавливали равноправие, запрещали взыскивать фиксированную ренту и ликвидировали другие пережитки феодализма. Поэтому вполне обоснованно Войну за независимость часто называют Американской революцией.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 29 декабря