Платформа YouTube расширяет практику по блокированию каналов российских государственных медиа, ссылаясь на нарушение своих политик. Как следует из отчетов компании Google, которой принадлежит популярный видеохостинг, под ограничения также массово попадают каналы, связанные с Китаем. Между тем в полной мере диктат Big Tech - крупнейших IT-компаний, обладающих монополией на информационном рынке, список которых возглавляет Google, прочувствовали и в самих Соединенных Штатах, где в судебном порядке пытаются доказать факт цензуры и воздействовать на компании, пользующиеся безграничной свободой действий. 


Что касается российских СМИ, речь идет о так называемой политике касательно событий, связанных с жестокостью. Китайские же каналы блокируются в рамках расследования скоординированных операций влияния (Coordinated Influence Operations). И за последние семь месяцев, согласно данным из отчетов TAG Bulletin компании Google, на платформе YouTube было заблокировано более 31 тысячи каналов в рамках этого расследования. Лишь за первый квартал текущего года под ограничения попали более 4,3 тысячи каналов, которые, как утверждают представители Google, связаны с Китаем.

Причем о «китайской проблеме» в компании заявляли еще несколько лет назад, тогда как в августе 2020 года стало известно о блокировании около 2,5 тысячи китайских каналов, в которых, как утверждалось, размещался, главным образом, спам, но в некоторых случаях затрагивались политические аспекты.

Активизация Google может быть связана с выводами исследовательской группы Graphika, сообщившей о якобы проводившихся некоторыми странами, в т.ч. Китаем, кампаниях по дезинформации.

Пекин, в свою очередь, подобные обвинения в свой адрес отрицал.

Между тем растет недовольство самоволием Big Tech в самих Соединенных Штатах. Общественная организация Prager University еще в 2017 году обратилась в федеральный суд с иском к Google и подконтрольной ей платформой YouTube в связи с тем, что некоторые видео на канале организации с более 2,5 миллионами подписчиков стали маркироваться как «некорректные» (inappropriate). В организации это расценили как цензуру с точки зрения Первой поправки к Конституции США, гарантирующей свободу слова. Суд первой инстанции оставил заявление без рассмотрения, удовлетворив соответствующее ходатайство ответчиков.

Prager University обжаловала это решение, но Апелляционный суд по девятому округу в феврале 2020 года оставил его в силе. Суд постановил, что такие платформы, как YouTube, не подпадают под действие Первой поправки, когда их администрация принимает решение о блокировании контента. «Несмотря на повсеместное распространение YouTube и его роль как публичной платформы, он остается частным, а не публичным форумом», — постановил суд.

Несмотря на это, в отдельных штатах предпринимаются попытки обуздать технологические компании и ограничить их политики, которыми они прикрываются, удаляя контент и блокируя пользователей. Так, в штате Техас в сентябре 2021 года законодательно было разрешено в частном порядке подавать в суд на операторов социальных платформ в случае блокирования пользователя исключительно за его взгляды. «Twitter, Facebook (запрещена в РФ) и другие крупные платформы — это не просто частные компании. Они — наша современная общественная площадка, и они эффективно контролируют каналы, которые мы используем для общения», — полагает губернатор штата Грег Эбботт.

На это тут же отреагировали Facebook, YouTube и Twitter, в судебном порядке добивающиеся отмены закона. Закон штата «будет работать на ограничение реализации прав платформ, предусмотренных Первой поправкой» - утверждается я в поданном ими исковом заявлении.

В то же время урезонить Big Tech требует и бывший президент США Дональд Трамп. В июле 2021 года он обратился в суд, заявив о «незаконной и постыдной цензуре американского народа», проводимой крупнейшими технологическими компаниями. Трамп настаивает на аннулировании защиты от преследования, предоставленной интернет-компаниям в 1996 году, и признании неконституционным раздела 230 Закона о соблюдении приличий в коммуникациях (Communications Decency Act). Он также полагает, что крупнейшие технологические компании давно перестали быть частными и что они уходят от ответственности. «Эти компании склонили к сотрудничеству, их принудили и превратили в оружие государственные лица с тем, чтобы они стали проводниками незаконной, неконституционной цензуры».