Национальная идея Россия, какой она может быть? При всей банальности вопроса он остается актуальным для многих современных мыслителей, политиков и общественных деятелей, которые обсуждают его публично, выдвигая зачастую совершенно противоположные идеи.


Нация - это люди, личности, народ. Нет государства без народа, его создавшего и сохраняющего. Государство служит человеку. В Конституции Российской Федерации сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». (Глава 1, статья 2) и «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (Глава 1, статья 3).

Нобелевский лауреат Александр Солженицын однажды назвал высшей государственной задачей России сбережение народа. И напомнил, что эта мысль совсем не нова и была высказана несколько столетий назад знаменитым отечественным меценатом и государственным деятелем XVIII века Иваном Шуваловым, который представил императрице Елизавете свод предложений, в которых отметил важность создания условий для роста численности населения, повышения народного благосостояния, улучшения условий жизни, стимуляции культурного, нравственного, духовного развития и конечно, отказа от войн.

Мало кто знает, что Шувалов в данной ситуации выступил перед императрицей как посланник. Настоящим автором записки "О сохранении и размножении российского народа", оформленной в виде письма, является великий отечественный ученый Михаил Ломоносов. Нельзя не поразиться тому, что оно не потеряло своей актуальности и сегодня. Достаточно прочесть оглавление документа, чтобы стало ясно, - за более чем два века проблемы в России практически не изменились.   

1. О размножении и сохранении российского народа;

2. О истреблении праздности;

3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении;

4. О исправлении земледелия;

5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств;

6. О лучших пользах купечества;

7. О лучшей государственной экономии;

8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира.

«Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей. Божественное дело и милосердыя и человеколюбивыя нашея монархини кроткого сердца достойное дело — избавлять подданных от смерти, хотя бы иные по законам и достойны были. Сие помилование есть явное и прямо зависящее от ея материнския высочайшия воли и повеления. Но много есть человекоубивства и еще самоубивства, народ умаляющего, коего непосредственно указами, без исправления или совершенного истребления некоторых обычаев и еще некоторых, под именем узаконений вкоренившихся, истребить невозможно», - пишет Ломоносов.

И далее он говорит о многих болезненных темах, в том числе о высокой младенческой смертности и необходимости учреждения «богаделенных домов для «невозбранного зазорных детей приему, где богаделенные старушки могли б за ними ходить вместо матерей или бабок». Ломоносов призывает учиться у западных врачей, предлагая издать лучшие книги о повивальном искусстве и «распродать во все государство по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди читая могли сами знать и других наставлением пользовать». Сам он отмечает, что дважды вылечил свою малолетнюю дочь от смертельной хвори, пользуясь знанием и опытом «великого медика Гофмана» (Фридрих Гофман немецкий врач и педагог, один из европейских основоположников теории о приоритетной роли нервной системы в физиологии организма человека и животных).

Ломоносов призывает народ к благоразумному отношению к собственному здоровью, предлагает властям уделить самое пристальное внимание развитию медицины, для чего считает необходимым отправлять на обучение студентов в лучшие иностранные учреждения. Просвещение народа – главная мысль письма. И еще – благоустройство страны. Ученый сетует на то, что многие российские населенные пункты представляют собой такое жалкое зрелище, что «проезжающие иностранные не без презрения смотрят на наши беспорядочные города или, лучше сказать, почти на развалины».

И конечно, Ломоносов не обходит стороной проблему «живых покойников» - так он называет тех, кто уехал, а точнее убежал из России в силу самых разных обстоятельств. «С пограничных мест уходят люди в чужие государства, а особливо в Польшу, и тем лишается подданных Российская корона. Подлинно, что, расположив предосторожности на рубеже литовском, однако толь великой скважины силою совершенно запереть невозможно: лучше поступить с кротостию. Побеги бывают более от помещичьих отягощений крестьянам и от солдатских наборов». Несомненно, предложение «поступить с кротостью» с беглецами для власти звучало непривычно. Как в целом и все письмо, которое Шувалов императрице Елизавете, представил, но ходу ему не дали. Мало того, подлинная рукопись письма не сохранилась, а впервые напечатали его с очень большими цензурными пропусками только в 1819 году.

Прошли века, исчезли Российская империя, распался Советский союз. 

Но до сих пор крайне актуально звучат слова первого русского академика Михаила Ломоносова «…полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа». Очень хочется, чтобы эти слова выдающегося соотечественника наконец-то обрели силу национальной идеи России.

Андрей Голик


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора