Аркадий Смолин, специальный корреспондент РАПСИ
Семидесятилетний Пеле может возобновить профессиональную игровую карьеру. Бразильский "Сантос" включил легендарного футболиста в заявку на участие в клубном чемпионате мира, который пройдет в декабре этого года в Японии.
Незадолго до объявления этого сенсационного известия стало известно, что бразильская полиция начала расследование в отношении руководителя Бразильской конфедерации футбола (CBF) Рикардо Тейшейры. Председатель оргкомитета чемпионата мира по футболу 2014 года, а также еще два члена исполкома ФИФА подозреваются в получении взятки за назначение компании International Sports and Leisure (ISL), которая обанкротилась в 2001 году, собственным маркетинговым подразделением. По сведениям BBC, компания ISL в период с 1989 по 1999 годы получила 175 тайных денежных переводов.
На первый взгляд, между этими двумя событиями сложно установить какую-либо связь. Находящаяся с противоположной стороны земного шара Бразилия, почему-то, малоинтересна нашим соотечественникам. Хотя в международной экономической теории Россия и Бразилия рассматриваются как близнецы, в том числе и в коррупционном отношении. Поэтому демонстративное отсутствие интереса в отечественной прессе к истории бизнес-отношений Пеле и Тейшейры выглядит как характерная для нашего гражданского общества патология, препятствующая формированию низовых контролирующих институтов.
Френклин Фоер в своей книге "Как футбол объясняет мир" рассказывает о результатах собственного расследования взаимоотношений Пеле и Тейшеры.
Битва на небесах
В 1993 году Пеле решил приобрести у Бразильской футбольной федерации (CBF) права на трансляцию матчей бразильского национального чемпионата. Легенда бразильского футбола, он был уверен в том, что предпочтение отдадут именно ему. На всякий случай Пеле предложил на миллион долларов больше, чем его ближайший конкурент.
Впрочем, этого оказалось мало для попадания на рынок раздела коррупционного пирога. Один из чиновников федерации сказал Пеле, что, если он хочет, чтобы CBF рассмотрела его предложение, ему необходимо перевести миллион долларов на счет в швейцарском банке. Пеле отказался и потерял контракт.
Лучший футболист века решил отомстить. В интервью журналу Playboy он рассказал о том, как у него вымогали взятку. Этот поступок оказался очень своевременным. Ведь пост президента Бразильской футбольной федерации занимал Рикарду Тейшейра, который на тот момент только что (в 1997 году) развелся с дочерью Жоао Авеланжа – в ту пору всесильного главы ФИФА.
Никому не известный юрист, никак прежде не связанный с футболом и спортом вообще, Тейшейра продвигался по карьерной лестнице синхронно с ростом влияния Авеланжа. В то время как CBF все глубже увязала в долгах, зарплата Тейшейры повысилась более чем в три раза. Прокуроры грозили привлечь президента бразильской футбольной федерации к ответственности за коррупцию и уклонение от налогов, но он был неуязвим из-за закона о сроках давности.
Разлад в отношениях Тейшейры и Авеланжа при поддержке главной живой национальной легенды в лице Пеле позволял борцам с коррупцией рассчитывать на непосредственную реакцию первых лиц государства на скандал в футбольном хозяйстве (все более оформляющемся как один из основных экспортных каналов).
Пеле долгое время умудрялся совмещать активную работу в качестве рекламного агента различных корпораций и олицетворения высоких моральных принципов. Он отказывался рекламировать сигареты и алкогольные напитки и постоянно повторял, что рекомендует только то, что нравится ему самому. "Никогда не забывайте о бедных детях Бразилии", - такой фразой Пеле отметил свой тысячный гол, сделав ее на долгие годы своей политико-социальной программой.
Третьей силой, вероятно, стоявшей за раскруткой заявления Пеле – были экономические реформаторы. Разгул коррупции, протекционизма и инфляции в Бразилии тогда предполагалось победить внедрением в стране идей неолиберализма вашингтонской школы.
Модернизация
Президент Бразилии Фернанду Энрике Кардозу, возглавивший движение за обновление страны, назвал Пеле своим внештатным министром по делам спорта. Таким образом, за спиной футбольной легенды в его походе против коррумпированного чиновничьего аппарата CBF, видимо, стояли самые влиятельные фигуры Бразилии – Кардозу и Авеланж. Пеле должен был стать лицом модернизации патерналистских отношений в хозяйстве Бразилии.
Спустя год он разработал "Закон Пеле"- комплекс реформ, в соответствии с которым клубы должны функционировать как прозрачные коммерческие организации, их бухгалтерские книги подлежат контролю, а менеджеры несут ответственность. Пеле надеялся, что реформы привлекут иностранных инвесторов, которые превратят бразильский футбол в ведущую лигу футбольного мира.
Использовав свое влияние, он провел антикоррупционные реформы через конгресс в 1998 году и ушел в отставку. Но поскольку у Пеле уже не было возможности следить за реализацией своих законов, Тейшейре удалось взять реванш. В том же году ушел со своего поста в ФИФА Авеланж, а двумя годами спустя реформы Пеле были отменены, так и не успев войти в силу. Бухгалтерия клубов, как и прежде, не подлежит контролю, а менеджеры клубов и чиновники федерации не несут юридической ответственности за финансовые нарушения.
Гибель богов
Сила коррупционной реакции была настолько сильна, что Пеле вынужден был, по его словам, заключить пакт с Тейшейрой ради спасения бразильского футбола. Глава футбольной федерации объявил, что Пеле возглавит специальную комиссию, которая займется реорганизацией управления спортом. "Я совершил большую ошибку, отдалившись от главного героя нации. Мое раскаяние безгранично, и я надеюсь, что Пеле, известный своим благородством, примет мои извинения", - подытожил Тейшейра полный провал реформаторов.
Пеле пришел на помощь Тейшейре в тот самый момент, когда конгресс готовился нанести удар по коррупционерам в футбольной федерации. Он публично осудил конгресс за проведение расследования, которое якобы подрывало престиж бразильского футбола.
После этого примирения принципиальных противников борцы с коррупцией обратили более пристальное внимание на действия Пеле. Сторонники реформ из журналистской среды принялись изучать его деятельность на посту министра по делам спорта.
Оказалось, что он был весьма далек от совершенства. Львиную долю "Закона Пеле" написали его партнеры по бизнесу, явно надеявшиеся извлечь из них выгоду. Кроме того, Пеле посоветовал иностранным инвесторам вложить деньги в несколько чрезвычайно коррумпированных предприятий. Например, в 1998 году он способствовал установлению отношений между Эурико Мирандой и NationsBank.
Таким образом, нынешняя кампания бразильских правоохранительных органов против Тейшейры вполне может перекинуться и на Пеле. Для легендарного футболиста настало самое подходящее время, чтобы укрепить свой статус национального достояния, а также поправить свое оскудевшее в последние годы финансовое состояние.