Отдельной статистики, выходцами из какой профессии чаще всего являются главы мировых государств, еще никто не делал. В принципе, трудно найти такую профессиональную сферу, из недр которой не вышел бы президент, канцлер или, к примеру, генеральный секретарь. Твердо можно сказать одно – именно юристов среди правителей во все исторические времена было немало.
Владимир Перевалов
Но вряд ли можно утверждать и то, что юристы обладают преимуществами, которые позволяют чаще представителей других профессий занимать руководящие государственные должности. Специфика политической деятельности такова, что успех политика не определяется количеством дипломов в его кармане или числом освоенных профессий. Нет таких университетов, где можно было бы выучиться политическому чутью, умению плести интриги, устранять политических конкурентов и побеждать на выборах.
Более того, многие диктаторы были людьми довольно гуманных профессий. Например, Бенито Муссолини - школьным учителем, а Адольф Гитлер одно время неплохо зарабатывал, рисуя рекламные плакаты.
Не только правоведы
Очевидно, что случайные люди правителями никогда не становились. Становились те, чьи личные качества соответствовали вызовам эпохи. На протяжении долгого времени самым быстрым путем на политический Олимп была служба в армии.
Особо удачливые военачальники становились основателями собственных держав (ярким примером является Чингисхан). Кто-то получал власть в результате военного переворота (Аугусто Пиночет). Ну а кто-то, пользуясь огромным доверием в обществе, приходил к власти в результате демократических процедур (как Шарль Де Голль во время Пятой Республики).
Ресурсы такого типа известны: управление страной на местах переходит в руки лояльных военных, подчиняющихся суровым законам субординации. Также, при необходимости, военизированные структуры могут практически полностью заменить институты гражданского общества.
Однако с развитием демократии особую роль в управлении государством и выдвижении политических лидеров играет профессиональная бюрократия. Прежде чем стать главой государства, человек обязан пройти огромное количество фильтров и получить опыт бюрократической работы - как на федеральном, так и на местном уровне.
Например, в США - около полумиллиона выборных должностей, которые открывают для граждан дорогу к политической карьере.
"Адвокат-сенатор-президент"
Страной, где именно для юристов созданы практически идеальные условия для получения высоких государственных должностей, являются Соединенные Штаты Америки. Из сорока трех человек, занимавших пост президента, более 60% - двадцать девять - были юристами. Шесть президентов являлись кадровыми военными, четверо занимались бизнесом, трое были журналистами, а один – Линдон Джонсон – преподавателем.
Возможным объяснением подобному феномену является существование особых американских политических традиций, в которых от политиков требуются качества, которыми обладают в основном юристы. В США главной школой политического лидерства являются законодательные собрания федерального и местного уровня. Помимо навыков работы с законами, в чем юристы дадут фору любому другому профессионалу, от законодателя в США требуется умение отстаивать свою точку зрения. Ответственность за принятие того или иного закона у сенатора лежит не только перед избирателями его штата, округа или графства, но и перед лоббистами, которые даже у членов одной партии могут быть разные. Американские же юристы, помимо специальных курсов во время учебы, практикуются, выступая на судебных процессах, коих в США проходит сверхдостаточно. Юридическая практика также позволяет найти лоббистов, с которыми правовед будет сотрудничать уже в качестве законодателя.
Схема "адвокат – сенатор – президент" в известной степени стандартна в американской политике. Принципиально нарушалась она только во времена серьезных конфликтов.
Во время войны за Независимость президентом стал Джордж Вашингтон - глава Континентальной армии. Во время Англо-Американской войны 1812-1815 годов прославился девятый президент Вильям Гаррисон. Однако перед президентством он был сенатором, членом Палаты Представителей и даже послом.
Во время этой же войны начал военную карьеру 12-й президент США Закари Тейлор, но прославился он уже в ходе Американо-Мексиканской войны. 17-й президент Эндрю Джонсон и сменивший его Улисс Грант командовали войсками во время Гражданской войны. 34-й Президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр командовал войсками США в Европе во время Второй Мировой войны и был заместителем главнокомандующего НАТО Монтгомери.
Основными занятиями до политической карьеры Джона Кеннеди и Уоррена Гардинга была журналистика. Рональд Рейган начал политическую карьеру с должности радиоведущего, хотя изначально был актером и даже претендовал на звание "Звезды Голливуда".
Бизнесменами были Герберт Гувер, Джимми Картер и оба Джорджа Буша. Но если Джимми Картер занимался сельским хозяйством, то Гувер и Буши занимались нефтяным бизнесом. Но даже огромные состояния не избавляли их от необходимости проходить через сито выборов в Сенат и на губернаторские посты.
Карьеры президентов-юристов хоть и редко выходят из вышеуказанной схемы, но также разнообразны. Например, четвертый и пятый президенты США Джеймс Мэдисон и Джеймс Монро, хоть и изучали право в университетах, но профессиональными юристами так и не стали.
Некоторые президенты, как, например, Эндрю Джексон и Джон Тайлер, получали статус адвокатов только ради политической карьеры, и быстро становились членами Конгресса.
Вообще юридическая карьера многих американских президентов заканчивалась после нескольких лет работы адвокатами или судьями. Но были и те, кто в юридической сфере преуспел не меньше, чем в политической. Вудро Вильсон, Билл Клинтон, Барак Обама были преподавателями права в различных университетах, причем Обама совмещал академическую деятельность с работой сенатора.
Один из самых выдающихся президентов США – Авраам Линкольн - напротив, вообще не пытался получить высшее образование. Все необходимые знания для своей адвокатской деятельности он получал из книг. Возможно, трудности первых лет жизни и позволили Линкольну стать тем президентом, которого знает весь мир.
В свою очередь, Джон Адамс, Томас Джефферсон были не только юристами, но и дипломатами. Причем сын Адамса, также Джон Адамс, который тоже был президентом США, до своего избрания был послом в России. Джеймс Бьюкенен пошел дальше и стал главой Госдепартамента США.
Теодор Рузвельт и Стивен Гровер Кливленд служили некоторое время шерифами. Причем последний собственноручно исполнял смертные приговоры.
Дальний родственник Теодора Рузвельта – Франклин Делано Рузвельт – как выходец из знаменитого рода, начал свою карьеру с более престижной должности адвоката, и не где-нибудь, а в сердце деловой жизни США - на Уолл-стрит.
Мартин Ван Бюрен – восьмой Президент США – начинал работать юристом также в Нью-Йорке и смог дослужиться до должности генерального прокурора штата. А Миллард Фирман (тринадцатый президент США) в этом же штате был главным ревизором.
Гарри Трумэн был избран сначала судьей, а только потом - сенатором. В 1945 году он был вице-президентом, когда скончался президент Рузвельт, и стал президентом вместо него. С должности судьи начал свою профессиональную деятельность Уильям Тафт, уже после своего президентского срока ставший Верховным судьей США. До сих пор он остается единственным Верховным судьей на посту президента, так и одним из немногих президентов, кто продолжал какую-либо активную деятельность на государственных постах.
При этом пространном перечислении еще ни разу не звучали названия партий. С одной стороны, в процессе выборов партии играют огромную роль при организации дебатов, праймериз, выявляющих более популярных кандидатов. Но с другой стороны, конгрессмены, губернаторы и президент не слишком сильно связаны друг с другом партийной дисциплиной и партийной бюрократией.
Последняя, кстати, практически не влияет и на процесс становления будущего президента как политика. Из 43 глав США только один – Джордж Буш-старший - находился на посту партийного лидера. Он возглавлял Республиканскую партию в 1973-1974 годах.
Партийная харизма
В странах, где существует иная партийная традиция, чем в США, особенно в государствах с парламентской формой правления, процент юристов на главных государственных постах значительно меньше. Для того чтобы стать главой государства, от политика требуется не столько личная харизма, сколько умение правильно организовать партийную работу, преуспеть в чем могут люди различных профессий.
Действующий канцлер Германии Ангела Меркель по образованию химик и даже работала в Академии Наук ГДР. А вот ее предшественник, Герхард Шредер, по образованию юрист, был адвокатом и преподавателем права. Конрад Аденауэр – первый канцлер послевоенной Германии, в молодости работал юристом, но достаточно быстро стал парламентарием. Третий же канцлер Германии – Курт Кизингер – получив юридическое образование, стал сотрудником Министерства пропаганды Третьего Рейха.
Из трех последних премьер-министров Великобритании только один – Тони Блэр - вел адвокатскую практику и читал курс права в Оксфордском университете.
При этом политическая история Великобритании знает множество примеров, когда юристы занимали главную выборную должность страны. Лондонским адвокатом был Уильям Питт-младший, самый молодой премьер в истории страны. Бенджамин Дизраэли, Герберт Генри Асквит (прототип Томаса Беллинджера из произведений Артура Конан Дойла), Дэвид Ллойд Джордж и Эдвард Хит также имели юридическую практику перед тем, как стать членами парламента и возглавить правительство.
Среди президентов Пятой Республики Франции юристами пока были только двое: Франсуа Миттеран и Николя Саркози. Но если первый по специальности никогда не работал, а был госслужащим, то второй был адвокатом в течении нескольких лет. При этом практически все президенты прошли партийные школы.
Лидеры стран с авторитарными режимами также проходят немалый путь по партийной лестнице, прежде чем стать лидерами государства. Просто партия, как правило, в каждой такой стране одна, и борьба внутри партии заменяет свободные выборы.
Результатом внутрипартийной борьбы в СССР стал приход к власти Михаила Горбачева, закончившего юридический факультет МГУ.
С 15 ноября 2012 года генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Китая является доктор юридических наук Си Цзиньпин. В марте будущего года он сменит нынешнего председателя КНР – бывшего гидротехника Ху Цзиньтао.
Португальский диктатор Антониу ди Салазар , который правил страной 36 лет, закончил юридический факультет университета Коимбры и там же позднее был преподавателем. Сменивший его Марселу Каэтану не был успешен в политике, так как не смог удержать власть в своих руках. Однако в академической сфере продвинулся достаточно далеко – он был деканом факультета права университета Лиссабона.
Итоги революций
Одним из первых юристов, который пришел к власти в ходе революции, был Оливер Кромвель. Прежде чем стать лидером армии парламента во время Гражданской войны, он учился в Кембридже на юриста и готовился к работе адвоката в одной из фирм Лондонского Сити.
Из известных деятелей Французской революции только Наполеон и Марат не были юристами. Сен-Жюст (главный обвинитель короля) слушал курсы права в университете Реймса. Дантон был юристом в Париже, Робеспьер - судьей в Аррасе, Бриссо – прокурором.
Первым председателем Всероссийского Временного Правительства был князь Георгий Львов, который закончил юридический факультет МГУ и работал в судебных органах Тулы. Александр Керенский, второй председатель Временного Правительства, закончил юридический факультет Петербургского университета, работал адвокатом и даже вел многие так называемые политические дела. Сместивший Керенского Владимир Ульянов-Ленин в профессиональной деятельности был не так успешен, и смог дослужиться только до помощника адвоката.
Карьера защитника не задалась у Махатмы Ганди: слишком уж стеснительным он оказался. Наверное, поэтому будущий лидер индийского освободительного движения отправился в Южную Африку, где начал борьбу за права работавших там индусов, отрабатывая методы ненасильственного сопротивления.
Фидель Кастро, напротив, после успешного окончания Гаванского Университета стал адвокатом, ведя дела, в том числе, выходцев из бедных слоев населения.
В результате Арабской весны только один юрист получил возможность стать главой государства. Мустафа Абд-аль-Джалиль, бывший министр юстиции при Каддафи, на короткое время стал председателем Переходного национально совета Ливии, но 8 августа 2012 он передал свои полномочия новому выборному правительству.