Глеб Кузнецов, Сергей Феклюнин
Глава Минпромторга РФ Виктор Христенко показал во вторник на суде по "второму делу ЮКОСа", что ничего не знает о "миллионных" хищениях нефти из трубопроводной системы, Ходорковский обвинил гособвинителя во лжи, прокурор Лахтин заявил на это, что "прокурор не может лгать", а защитники подсудимых остались довольны самим фактом прихода высокопоставленного чиновника в суд.
Хамовнический суд Москвы рассматривает второе уголовное дело против экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева, которые обвиняются в хищении 350 миллионов тонн нефти в 1998-2003 годах.
Христенко, курировавший как зампред правительства РФ топливно-энергетический комплекс (ТЭК) с 1999 по 2008 год, был вызван в суд для дачи свидетельских показаний по ходатайству защиты подсудимых.
Дело ЮКОСа - одно из самых громких в России за последние годы. Российские власти обвинили руководство компании в целом ряде экономических преступлений. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной "Роснефти". Многие на Западе до сих пор считают "дело ЮКОСа" политически мотивированным, однако российские власти это категорически опровергают.
Христенко рассказал о ценообразовании
Христенко, отвечая на вопрос Ходорковского, заявил в суде, что не знал о "миллионных" хищениях нефти подсудимыми.
"Физическое хищение нефти - это проблема, которая была и остается, это делается с помощью врезок в трубу, но о хищении в объемах миллионов тонн мне не известно", - сказал Христенко.
Свидетель также пояснил, что занижение стоимости нефти на внутреннем рынке практиковалось при трансфертных сделках внутри вертикально интегрированных нефтяных компаний в начале 2000 годов.
"Занижение стоимости нефти при трансфертах ущемляло интересы государства и миноритарных акционеров", - сказал Христенко.
Отвечая на вопрос Ходорковского о том, могла ли стоимость нефти на внутрироссийском рынке быть в три-четыре раза ниже ее цены в европейских портах, Христенко сообщил, что такое возможно. По его словам, повышению цены способствовал ряд факторов, в том числе расходы на транспортировку и экспортная пошлина.
Христенко также остановился на проблеме трейдеров, которые скупали нефть на границе России по заниженной цене и с большой прибылью перепродавали ее в Европе.
"Использование трейдеров было попыткой увести прибыль за пределы РФ, это мое мнение", - заявил Христенко.
По мнению министра, цена на нефть на внутреннем рынке во многом устанавливалась под диктовку вертикально интегрированных компаний.
"Вертикально интегрированные компании диктовали рынку свои условия и задавали производителям условия ценообразования", - сказал Христенко.
Адвокатов порадовал приход министра
Защита Ходорковского и Лебедева считает, что показания главы Минпромторга РФ Христенко опровергают обвинения.
"Мы удовлетворены ответами, которые услышали от Христенко, в той части, которая касалась хищения нефти, они разрушают обвинения до основания", - сказал РАПСИ адвокат Лебедева Константин Ривкин.
Адвокат отметил положительный эффект от прихода высокопоставленных государственных чиновников на процесс по делу Ходорковского. "Очень хорошо, что чиновник такого ранга, как Христенко, явился в суд по повестке", - заявил адвокат.
Сам Христенко еще 19 июня заявил журналистам в кулуарах Петербургского международного экономического форума, что намерен явиться в суд для дачи показаний на процессе по делу Ходорковского и Лебедева. По словам министра, он не собирается уклоняться от своих обязанностей гражданина и должен будет "последовать за той повесткой", которая ему пришла.
"Прокурор не может лгать!"
Ривкин также прокомментировал ряд заявлений прокурора Валерия Лахтина, сделанных в ходе заседания, и назвал их "безобразными".
"Прокурор вел себя совершенно безобразно, демонстрируя свою беспомощность",- сказал Ривкин.
Прокурор Лахтин в ходе допроса Христенко посетовал на то, что средства массовой информации неверно интерпретировали показания руководителя Сбербанка Германа Грефа, который тот дал на процессе в понедельник. Ходорковский несколько раз прерывал вопросы Лахтина, обращенные к Христенко, восклицаниями: "Это - ложь, прокурор лжет!".
"Прокурор не может лгать", - парировал Лахтин заявление Ходорковского.
Три пишем, два в уме
До Христенко свои показания перед судом огласили бывший глава Центробанка Виктор Геращенко, экс-премьер Михаил Касьянов и глава Сбербанка Греф.
Греф сообщил накануне, что в свою бытность министром экономического развития и торговли он также ничего не слышал о хищении нефти Ходорковским и Лебедевым.
Председатель правления и президент Сбербанка уточнил, что проверка в его тогдашние обязанности не входила, но если бы хищение было обнаружено, ему бы обязательно доложили.
Отвечая на вопрос Ходорковского, Греф подтвердил, что ему было известно о трехкратной разнице между ценами производителей нефти и ценами на эту нефть в европейских портах. Основной причиной этой разницы, по его словам, являлось экспортное налогообложение.
Геращенко, который с 2004 по 2007 год являлся председателем совета директоров ЮКОСа,, выступая в суде 1 июня, назвал выдвинутые против Ходорковского и Лебедева обвинения в хищении 350 миллионов тонн нефти "чушью собачьей". По словам Геращенко, компания "Эксон Мобил" предлагала выкупить пакет акций ЮКОСа за 40 миллиардов долларов, что было бы невозможно, если бы в ЮКОСе были совершены такие крупные хищения. Геращенко расценил банкротство ЮКОСа, как "чистую инсценировку", по его мнению, компания работала законно, а на нее просто начали оказывать давление.
Касьянов, выступивший в процессе 25 мая, назвал абсурдными обвинения в хищении 350 миллионов тонн нефти. По его словам, "такого быть не могло". Экс-премьер отметил, что деятельность "ЮКОСа" контролировалась правительством и ничем не отличалась от восьми других крупнейших нефтяных компаний: правительство и другие органы власти осуществляли постоянный контроль в сфере экспортных цен и объема поставок нефти и налогообложения.
Суд ранее отказался вызвать для допроса премьер-министра РФ Владимира Путина и министра финансов Алексея Кудрина.