РАПСИ публикует результаты исследования открытости информации, размещаемой на официальных сайтах судов общей юрисдикции РФ. Данный рейтинг был создан совместно с Фондом Свободы Информации. Методология данного рейтинга основана в первую очередь на трактовке 262-ФЗ и иных нормативных актов независимыми юристами, которая несколько шире, чем трактовка основных правоприменителей. Напомним, что на основе трактовки этих же нормативно-правовых актов правоприменителями ранее был опубликован Официальный рейтинг соответствия сайтов судов 262-ФЗ.
Данное исследование, состоящее из двух рейтингов, стало возможным благодаря совместным усилиям Судебного Департамента при Верховном Суде, Фонда Свободы Информации и РАПСИ, обсуждавшим в формате рабочей группы методологию оценки сайтов судов. На данный момент закономерным итогом данного взаимодействия стало наличие двух методологий, которые не противоречат друг другу, но являются взаимодополняющими: официальная – более узкая с меньшим числом критериев оценки и общественная более широкая, но также основанная на Законе и не противоречащая ему. В будущем мы рассчитываем на то, что мнения всех участников данного процесса относительно широты толкования данных нормативных актов совпадут, и будет выработана единая позиция государства и общества по столь важному для повышения транспарентности судебной системы вопросу. Основанием для подобных надежд является то, что в ходе конструктивного диалога позиции трансформируются и имеют тенденцию к сближению.
Было исследовано 2198 официальных сайтов районных судов, каждый из которых оценивался по 84 параметрам; 83 официальных сайтов областных судов, которые оценивались по 85 параметрам, а также официальный сайт Верховного Суда РФ, который оценивался по 86 параметрам. Данный цикл мониторинга является тематическим и посвящен вопросу размещения на сайтах судов общей юрисдикции РФ информации, связанной с противодействием коррупции и общественным контролем судебной системы.
Результаты мониторинга 2012 года отражают, насколько на исследуемых сайтах представлена информация по следующим блокам:
1. Сведения о председателе суда и судьях, входящих в состав суда (ФИО, фотография, реквизиты правового акта о назначении на должность, указание срока полномочий, трудовая биография, дата последнего прохождения повышения квалификации, квалификационный класс, ученые степени и звания);
2. Официальная статистическая отчетность о работе районного суда;
3. Сведения о количестве судебных актов, вынесенных в суде за 2011 год, а также подлежащих размещению на официальном сайте суда;
4. Сведения о порядке приема запросов и обращений не процессуального характера;
5. Сведения о порядке присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок;
6. Сведения о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих аппарата суда;
7. Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера председателя суда, судей, а также государственных гражданских служащих аппарата суда;
8. Информация о мерах, принимаемых в суде по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов, по обеспечению соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, а также по исполнению ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В ходе мониторинга был предусмотрен Период взаимодействия, продолжительность которого составила 21 рабочий день (с 24 сентября по 22 октября 2012 года). Представителям судов общей юрисдикции РФ была предоставлена возможность задавать вопросы, оспаривать выставленные оценки и, самое главное, уведомлять экспертов о проведенной коррекции сайтов. В ходе Периода взаимодействия содержание некоторых сайтов корректировалось и, как следствие, существенно изменились выставленные им оценки. В общей сложности было оставлено 10444 комментариев от 172 районных судов и 905 комментариев от 11 областных судов.
В результате мониторинга был рассчитан коэффициент информационной открытости, значения которого изменяются от 0 до 100%.
100% в рейтинге набрали 32 суда, вот некоторые из них: Атюрьевский районный суд Республики Мордовия, Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия, Гаврилово-Посадский районный суд Ивановской области, Дубенский районный суд Республики Мордовия, Ельниковский районный суд Республики Мордовия.
Семь судов стали аутсайдерами рейтинга, набрав 1%. К ним относятся: Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан, Зианчуринский районный суд Республики Башкортостан, Кореневский районный суд Курской области, Магасский районный суд Республики Ингушетия, Ямальский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, Чудовский районный суд Новгородской области, Ухтинский городской суд Республики Коми.
Средний процент, который набрали суды общей юрисдикции РФ, составил порядка 13%. Больше половины судов не преодолели планку среднего процента.