Мария Гусарова, РАПСИ
Тройка профессиональных судей Мосгорсуд в пятницу вынесла приговор по делу о попытке организации мятежа, который должен был начаться летом 2010 года во Владимирской области, захватив затем всю Россию.
По решению судей, отставной полковник ГРУ 64-летний Владимир Квачков получил 13 лет лишения свободы в колонии строгого режима, его соратник из Санкт-Петербурга 62-летний Александр Киселев приговорен к 11 годам заключения в тех же условиях.
РАПСИ вело текстовую трансляцию с заседания Мосгорсуда >>>
Ранее Квачкову дважды удавалось избежать привлечения к уголовной ответственности - присяжные Мособлсуда оба раза оправдывали бывшего военного за покушение на Анатолия Чубайса, занимавшего тогда пост главы РАО ЕЭС.
Впрочем, приговору Мосгорсуда также предстоит пройти проверку в вышестоящей инстанции - защита осужденных уже заявила о намерении обратиться с жалобой на несправедливое решение тройки судей.
Организация попытки
Уголовное преследование Квачкова за покушение на Чубайса перекочевало в обвинение о попытке организации мятежа очень стремительно.
Верховный суд РФ 22 декабря 2010 года признал законным второй оправдательный приговор Квачкову по "делу Чубайса", а уже на следующий день Лефортовский суд Москвы санкционировал арест отставного полковника по новому делу. Оно было возбуждено в день задержания Квачкова и имеет гриф "секретно". Из-за этого грифа слушания даже о мере пресечения проходили в закрытом режиме. В середине процесса Мосгорсуд открыл заседания, и стало известно, что вся секретность - из-за нескольких бумаг ФСБ, которая проводила оперативно-разыскные мероприятия по этому делу.
Оперативники выяснили, что пока полковник в отставке представал перед второй коллегией присяжных, он параллельно разрабатывал план вооруженного восстания, которое, по его задумке, должно было начаться в городе Ковров Владимирской области, военная часть в котором, наряду со зданиями МВД, ФСБ и МЧС там же, должны были стать первыми захваченными объектами. Вооружение из них, по задумке Квачкова, перешло бы в руки повстанцев. Затем резонанс от произошедшего должен был распространиться по стране, в конечном итоге приведя к захвату власти в Москве.
Одним из основных доказательств в деле стала запись беседы нескольких сторонников Квачкова, когда они разрабатывали план вылазки в Ковров, разведки, распределения средств и человеческих ресурсов. Защита фигурантов дела неоднократно заявляла, что данная запись не может считаться допустимым доказательством, потому что она была получена еще в то время, когда в отношении Квачкова расследовалось совсем другое дело. Суд доводам защиты не внял.
В целом адвокаты полагают, что обвинения голословны, а в материалах дела нет никаких фактов, свидетельствующих о вине Квачкова. По словам самого экс-полковника, суть предъявленных ему обвинений заключается в подготовке для свержения власти вооруженной арбалетами группы из числа тольяттинских членов возглавляемой им организации "Народное ополчение ". В приговоре, оглашенном в пятницу в Мосгорсуде, речь идет уже о чуть более серьезном вооружении, автоматах, гранатах.
В результате Квачков был осужден по части 3 статьи 30 статьи 279 УК РФ (попытка организации вооруженного мятежа), по части 1 статьи 205.1 УК РФ (склонение к участию в вооруженном мятеже), а Киселев вдобавок к этому еще по статье 222 УК РФ (незаконный оборот оружия и боеприпасов). То есть, точно то же, что им вменялось в начале следствия.
Также суд почти согласился с предложением прокурора Александра Ремизова, который за несколько дней до того просил приговорить организатора восстания к 14 годам колонии, его петербургского соратника - к 12 годам лишения свободы.
Вместе с тем, в приговор зачтутся около двух лет, проведенных фигурантами дела в СИЗО. А также судьи не стали лишать осужденных воинских званий. Об этом просили защитники, отмечая, что лишение званий приведет к уменьшению пенсий, таким образом, некоторое наказание понесут и семьи Киселева и Квачкова, которые живут на эти деньги.
Условия, приближенные к боевым
Как и большая часть открытых слушаний, оглашение приговора прошло при значительном скоплении сочувствующих Квачкову.
По информации прокурора, в возглавляемом обвиняемым "Народном ополчении" было два крыла - гражданское, состоящее преимущественно "из бабушек, дедушек", и боевое, состоящее из действующих и отставных военнослужащих.
Представители второго подразделения чаще всего были свидетелями по делу - именно их показания о встречах, боевой подготовке, разведке, даже те, от которых некоторые из них отказывались, дополнили картину обвинения и легли в основу приговора. Члены первой части ополчения практически устроили дежурство в Мосгорсуде, делегируя на слушания в не очень вместительный зал по очереди разных сторонников экс-полковника.
Около сотни этих сторонников встретили решение суда возмущением, скандируя "Свободу" и "Позор". Защита Киселева и Квачкова также осталась недовольной приговором, намереваясь подать жалобу на приговор в установленные законом 10 дней после получения на руки полной его версии. Правда, без особой надежды на отмену приговора - дело обвиняемые и защита считают политическим.