САРАНСК, 26 июл - РАПСИ, Анна Шубина. Коллегия из трех судей Верховного суда Мордовии в пятницу признала законным отказ районного суда досрочно отпустить из колонии участницу панк-группы Pussy Riot Надежду Толоконникову, оставив ее в колонии до 3 марта 2014 года.
Суд согласился с мнением представителей колонии и прокурора, которые указывали на то, что Толоконникова не признала вину, за почти полтора года заключения получила три взыскания и для исправления нуждается в дальнейшем отбытии срока.
Толоконникова считает, что содержание под стражей вообще никак не помогло ее исправлению и уверена, что негативное отношение администрации колонии вызвано эстетическими разногласиями.
Ранее Пермский краевой суд принял аналогичное решение в отношении другой участницы группы - Марии Алехиной.
Пять девушек в конце февраля 2012 года пришли в храм Христа Спасителя в Москве и, надев маски, провели так называемый панк-молебен. Видеоролик с выступлением был выложен в интернете и вызвал общественный резонанс. Полиция задержала трех участниц акции - Толоконникову, Алехину и Екатерину Самуцевич, которых Хамовнический суд Москвы в августе прошлого года приговорил к двум годам колонии общего режима за хулиганство. Мосгорсуд в октябре прошлого года изменил Самуцевич наказание на условное и освободил из-под стражи в зале суда. Приговор Алехиной и Толоконниковой был оставлен в силе.
Чья колония лучше
И Алехину, и Толоконникову перед рассмотрением жалоб на отказ в УДО переводили по этапу через несколько СИЗО. Однако если Алехина до пензенского суда так и не добралась, оставшись от него в 15 минутах езды, и участвовала в заседании по видеосвязи, то Толоконникову в суд доставили лично.
Адвокат Толоконниковой Ирина Хрунова также рассказала РАПСИ, что ее подзащитная осталась "в полном восторге от СИЗО Саранска", где она содержалась по пути в суд.
"Она много поездила по этапу, но впервые встретила человеческое отношение. В первый раз к ней подошел психолог и просто спросил, не хочет ли она поговорить", - отметила Хрунова. Однако теперь участницу группы этапируют обратно в исправительную колонию номер 14 Зубово-Полянского района Мордовии.
Меры безопасности при рассмотрении в суде ее жалобы были усилены - порядок охраняло несколько десятков судебных приставов в бронежилетах, проводили также и служебную собаку. Перед судом дежурила полиция, которая перекрыла часть улицы.
"Эстетические расхождения"
Практически сразу Толоконникова заявила, что не намерена признавать вину даже ради возможности досрочного освобождения. "Я буду обжаловать приговор до конца, подам жалобу в Верховный суд РФ. Вину свою я не признаю и не буду признавать. Я считаю это не минусом, как настаивает колония, а плюсом, ведь у меня есть принципы, которые я буду отстаивать", - сказала Толоконникова.
Она отметила, что не понимает, как именно должна исправиться в колонии. "На такой вопрос администрации колонии предложила мне признать вину и написать прошение о помиловании", - сказала заключенная. По ее мнению, администрация колонии выступает против досрочного освобождения из-за "эстетических разногласий" и "стилистических расхождений" с государством.
"Мое понятие об исправлении не совпадает с понятием начальника колонии. Но это не значит, что я плохая или он плохой. Я имею право на свою эстетику", - сказала она.
"Если возможно становление и образование, то только самообразование. Никто другой тебя не научит, а если и научит, то непонятно чему", - пояснила заключенная. По ее словам, из-за "стилистических разногласий" с государством и системой в колонии не воспринимают ее исправление.
Женщина, которая поет
Также Толоконникова отметила, что в колонии сохраняет связь с родственниками и друзьями - практически каждый день разговаривает с ними по телефону, родные приезжают к ней на свидания. "Я получаю тысячи писем, их число не поддается счету", - сказала заключенная.
Она добавила, что в колонию приходит много писем на иностранных языках, но ей их не передают, ведь цензор не может их прочитать.
После отказа в УДО из-за неактивного участия в общественной жизни колонии она постаралась исправить эту оплошность - стала посещать кружок самодеятельности и проводить просветительские работы с другими осужденными. Однако инициатива, как всегда, оказалась наказуема: при прослушивании для местного клуба она получила очередное взыскания.
"Как только она вышла в клуб, чтобы выбрать себе песню, ее подловили и объявили взыскание за то, что она покинула отведенную территорию", - сказала ее адвокат Ирина Хрунова. "Я пришла в клуб для прослушивания, чтобы подобрать себе песню для участия в концертной программе клуба. А в колонии сочли, что я это сделала без разрешения администрации", - пояснила Толоконникова.
Ранее руководство колонии упрекнуло ее в нежелании участвовать в конкурсе красоты среди заключенных "Мисс очарование". "Моя гражданская позиция - это бойкот конкурса "Мисс очарование", - прокомментировала участница феминистической панк-группы свое решение.
Проблема для колонии
На заседании речь шла и о двух других полученных ею взысканиях. Первое она получила еще в СИЗО "Матросская тишина" за попытку показать адвокатам страницы из своего дневника, в котором описала "тот ад, который увидела в изоляторе". Она спрятала записи в носке, чтобы их не увидели сокамерницы и сотрудники изолятора, поскольку там содержалась личная информация. Помимо этого она отказалась выйти на прогулку, решив потратить время для подготовки к прениям сторон - ключевой стадии судебного процесса, предшествующей приговору.
Второй выговор она получила в лечебном учреждении колонии, куда ее доставили из-за сильных головных болей. "Это незнакомое место, незнакомые люди, а ей предъявляют претензии за то, что она не поздоровалась с одним из оперативников, хотя сотрудники ФСИН являются сплошной серой массой в своей форме", - сказала Хрунова.
По ее мнению, администрация колонии выискивает любой предлог для взыскания. "Что обычно происходит в колониях - воровство, вещи берутся сильными у слабых, драки, поножовщина, нецензурная брань в адрес администрации. По сравнению с этим те нарушения, которые вменяются в вину Толоконниковой, выглядят просто смешно", - пояснила адвокат.
Она считает, что немалую роль в этом играет скандальная известность ее подзащитной. "Личность Толоконниковой, ее судебные процессы - все это привлекает внимание общественности. Для колонии она является некоторой проблемой, там этого не скрывают. Шлейф известности дела тянется до сих пор, колония не знает, что с ней делать", - отметила защитница. При этом, по ее мнению, солистка панк-группы ведет себя в заключении почти идеально.
Прокурор в ответ на это доводы отметил, что никто и не упрекает Толоконникову в злостном нарушении режима. Хотя, по его мнению, взыскания все-таки свидетельствуют о ее нестабильном отношении к установленному в местах лишения свободы порядку.
Впереди Верховный суд
Суд огласил только резолютивную часть решения, поэтому его мотивы станут известны позже. Однако Хрунова уже заявила, что обжаловать его не будет - у защиты участниц панк-группы впереди много других судебных разбирательств: в ближайшее время в Верховный суд РФ будет подана жалоба на приговор, а также жалобы на условия содержания Алехиной и Толоконниковой в колониях. Жалоба на приговор уже зарегистрирована в Европейском суде по правам человека. Адвокаты надеются добиться признания нарушенной статьи 6 конвенции (право на справедливый суд), что позволило бы пересмотреть дело. Осенью Толоконникова снова получит право просить об условно-досрочном освобождении, но защита пока не решила, будет ли это делать, ведь в тот момент до истечения срока останется не так много времени.
"Я буду рада, если вообще освобожусь хотя бы "по звонку" и мне, как говорят в колонии "не догонят" срок, как сделали Ходорковскому", - отметила Толоконникова.