Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ
В начале XXI века в конституционном праве неожиданно появились новые точки роста. Судья Конституционного Суда РФ Гадис Гаджиев рассказал о них на лекции, посвященной 20-летию Конституции РФ.
Свежим взглядом на главный закон страны стал аксиологический подход: оценка правовых норм как ценностей.
Аксиология базируется на идеях двух великих мыслителей. Философ Иммануил Кант размышлениями о сущем и должном обозначил проблему нормативности. Социолог Эмиль Дюркгейм в ходе работы над теорией ценностей понял, что общество самостоятельно создает те нормы, которые потом становятся обязательными для каждого отдельного гражданина.
По словам Гаджиева, аксиология дает возможность сравнивать номиналистский подход к конституционным ценностям с социологическим, который подразумевает "взвешивание", сопоставление ценностей. Потребность взвешивать объясняется тем, что правовые ценности противоречивы в той же степени, как и само общество их создавшее.
Например, ценность социального государства состоит в том, что оно должно заботиться об экономически неблагополучных группах населения. Пенсионерах, инвалидах… Для этого нужно вводить перераспределительные процессы. У состоятельных граждан, бизнесменов, предпринимателей изымаются деньги, которые могли бы пойти на инвестиции. Возникает дуга напряженности между идеей правового государства и экономическими процессами.
"Таких взаимоисключающих ценностей в Конституции чрезвычайно много", - признался Гаджиев. Например, свобода прессы против свободы частной жизни. Их все надо балансировать.
Это исключительно сложный процесс, но и значимость его для нормального развития страны сложно переоценить. Дух Конституции заключен между ее строк, в неписанных правовых принципах. Основные из них – верховенство права и правовое государство. Это очень разные доктрины, которые нельзя путать и нельзя наполнять лишним смыслом: если их раздувать, велик риск, что они лопнут как шарик и потеряют всякую силу и значение.
Эти два принципа появились на свет не благодаря авторам конституционного текста, они родились не в научных работах, – настоящими их родителями Гаджиев называет прорывные решения судебной власти. И сегодня аксиологические споры о первостепенности той или иной правовой ценности позволяют Конституции сохранять свою актуальность и гарантировать здоровое развитие страны и общества.
Судья Конституционного суда проиллюстрировал, как, собственно, выглядит такое столкновение взаимоисключающих конституционных ценностей.
Например, уволили главу муниципального образования. Он обратился в суд. Пока процесс откладывали и затягивали, состоялись выборы, на которых был избран другой кандидат. Суд признал увольнение незаконным. Вот тут и возникает вопрос. Кто же теперь должен возглавить муниципалитет: новый законно избранный кандидат или восстановленный судом бывший глава?
Здесь сталкиваются два основополагающих конституционных принципа: воля народа против права на судебную защиту.
С одной стороны, если решение суда не будет исполнено – это нарушит принцип верховенства права, а ведь именно он играет первостепенную роль в оценке инвестиционной привлекательности региона и страны. В то же время людям, которые проживают в небольшом муниципальном образовании и хорошо друг друга знают, наверное, лучше известно, кто больше достоин возглавить местное хозяйство.
Фирменный знак Конституционного суда РФ – поиск компромисса между ценностями. При малейшей возможности судьи стараются не отдавать приоритет тому или иному принципу, не выстраивать иерархии. Так, в вышеописанном случае, было решено ввести запрет на проведение выборов без решения суда по иску кандидата.
В Конституции есть только одна ценность, которая возвышается над остальными: статья 2 – человек, его права и свободы. Причем главное слово здесь – человек, - акцентировал Гаджиев. А права и свободы в этой формуле следует рассматривать не отдельно, а в рамках гражданского мира и согласия.
"Для меня, собственно Конституция – это главы 1 и 2, а также преамбула – сгусток, 77 слов, каждое из которых священно", - призвал судья КС РФ вчитаться в первые страницы главного закона страны.
Подводя итог теме бинарных ценностей Конституции, стоит заметить, что она связывает не только разные слои общества, но и будущее с прошлым государства.
В преамбуле перечислены ориентиры для идеального развития страны и общества, которые никогда нельзя забывать. "Если идеалы тускнеют – это первый признак неблагополучия общества", - отметил Гаджиев почти священный формат Закона для правового государства. В то же время Конституция кодифицирует юридические нормы, и тем самым она кодифицирует и все связи страны с прошлым.
Аксиологический подход к содержанию Конституции РФ – это перманентное сражение взглядов на окружающий мир наших далеких предков и потомков, победить в котором должны обе стороны. То есть синтез.