О споре предпринимателя Константина Пономарева с ИКЕА известно уже не первый год. Проиграв десятки судов и вынужденно заплатив за аренду генераторов в 2006-2008 годах около 30 миллиардов рублей компаниям Пономарева - ООО "ИСМ" и ООО "САЭ", российская "дочка" шведского продавца мебели и товаров для дома ООО "ИКЕА МОС" уже семь лет ревностно следит за каждым шагом Пономарева, пытаясь взять реванш. Одной из последних креативных идей адвокатов ИКЕА является оспаривание текущей регистрации по месту жительства Пономарева в деревне Аносово Краснинского района Смоленской области, оформленной с 2015 года.
По мнению всемирно известного ритейлера, Пономарева в Аносово нет и никогда не было, а его регистрация там – фикция, попытка причинить вред ИКЕА, а также скрыться от уплаты налогов.
Сложно поверить в то, что компания, известная во всем мире агрессивным налоговым планированием и принадлежащая "благотворительным" фондам именно в России озаботилась уплатой налогов. Рассуждения адвокатов ИКЕА о неуплате налогов Пономаревым призваны, скорее, отвлечь внимание от того факта, что в отношении самой ИКЕА в России в конце 2016 года было возбуждено уголовное дело в связи с подозрениями в уклонении от уплаты налогов более чем на 32 миллиарда рублей.
Впрочем, интерес ИКЕА к месту регистрации Пономарева можно понять - ему лично принадлежат права требования к "ИКЕА МОС" непогашенной задолженности за аренду генераторов за 2009-2010 годы, сумма которой с учетом процентов за предоставленную на пять лет отсрочку оплаты под 36,5% годовых превышает 100 миллиардов рублей. По соглашению между ООО "САЭ" и ООО "ИКЕА МОС" споры по взысканию данной задолженности "подлежат разрешению в суде по месту нахождения (жительства) кредитора или его правопреемника", которым и является Пономарев.
Причем интерес этот у ИКЕА возник только после 17 января этого года, когда Верховный суд (ВС) РФ в своем определении по делу № 36-КГ16-26 о взыскании Пономаревым с "ИКЕА МОС" части задолженности в сумме более 507 миллионов рублей усомнился в законности регистрации предпринимателя по месту жительства в Краснинском районе, суд которого и рассматривал данный спор в соответствии с соглашением о договорной подсудности.
Тем не менее, преследуя Пономарева, "ИКЕА МОС" 2 июня в очередной раз оказалась в Краснинском районном суде.
В деревню, в глушь, в… Аносово
В мае этого года ИКЕА подала в Краснинский районный суд ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционных жалоб по двум вступившим в законную силу в 2016 году решениям по делам № 2-390/2016 и № 2а-896/2016. С текстом обоих решений можно ознакомиться на сайте суда.
Регистрация Пономарева в деревне Аносово еще в 2016 году была проверена Краснинским районный судом дважды – первый раз при отказе в иске местному жителю Алексею Танько к Пономареву и Федеральной миграционной службе (ФМС) о признании регистрации фиктивной, второй при признании незаконным действий УМВД РФ по Тверскому району Москвы, выдавшего справку в 2016 году для представления в суд о том, что Пономарев зарегистрирован и проживает в Москве.
Любопытно, что перед подачей Танько иска к Пономареву ФМС была проведена проверка по заявлению адвокатов "ИКЕА МОС" о фиктивности регистрации Пономарева, в ходе которой доводы компании не были подтверждены.
Пономарев зарегистрирован в собственном доме, пригодность для проживания которого подтвердила в ходе проверок и местная полиция, и миграционная служба. Факт проживания подтверждается свидетельскими показаниями жителей, справками и выписками уполномоченных органов, пользованием коммунальными услугами и выставляемыми за них счетами, получением почтовой корреспонденции. Более того, Пономарев принимает активное участие в жизни деревни и края, в частности, финансирует строительство церкви, оказывает поддержку отделу культуры и спорта местной администрации, является крупнейшим налогоплательщиком Смоленской области.
В результате Краснинский суд еще 1 июня 2016 года вынес решение, отказав Танько в удовлетворении его исковых требований.
Подавая апелляционную жалобу на данные решения лишь в мае 2017 года, "ИКЕА МОС" указала, что решения Краснинского суда затрагивают ее права и интересы хотя она формально не имеет к нему никакого отношения. По мнению ИКЕА, компания может обжаловать любое решение суда в апелляционную инстанцию, то есть сделать его не вступившим в законную силу, потому что вопрос о нарушении таким решением прав лица, не участвующего в деле, подлежит рассмотрению только в суде апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы по существу.
Представители ИКЕА заявили в суде, что срок обжалования решений Краснинского суда был пропущен, поскольку копия этого решения была якобы получена лишь 5 мая этого года. Однако адвокат Максим Загорский опроверг это утверждение, представив копию протокола Химкинского городского суда Московской области от 24 марта этого года. В протоколе указано, что судом предоставлена возможность для адвокатов ИКЕА для ознакомления и фотографирования документов, представленных в материалы дела 23 марта, в том числе двух обжалуемых решений. Изучив копию протокола, адвокаты ИКЕА признали его подлинность.
Обращение ИКЕА в Краснинский суд с просьбой о восстановлении срока апелляционного обжалования Загорский назвал "клоунадой", сообщив, что компания старается просто потянуть время, в то время как ВС РФ вынес определение 17 января 2017 года без учета двух вступивших в законную силу решений. По словам адвоката, ИКЕА теперь пытается любым образом отменить эти решения для "спасения" незаконного определения ВС РФ, изменившего подсудность спора между ИКЕА и Пономаревым, поставив под сомнение законность регистрации Пономарева по месту жительства в Краснинском районе.
При этом вопрос регистрации Пономарева был поднят ВС РФ по собственной инициативе, потому что сама ИКЕА после проверки ФМС не оспаривала данную регистрацию и не ставила под сомнение место жительства Пономарева в деревне Аносово.
ВС РФ в своем определении сформулировал "новый подход" к установлению места жительства гражданина, указав, что суды первой и апелляционной инстанций обязаны проверять соответствие фактического места жительства сторон месту их регистрации. Поскольку судами этого сделано не было, все судебные акты были отменены и дело передано в Химкинский городской суд по месту нахождения ИКЕА. При этом ссылки Пономарева на вступившие в законную силу судебные решения по вопросу о действительности его регистрации по месту жительства и на соглашение о договорной подсудности между Пономаревым и ИКЕА по месту жительства Пономарева были оставлены ВС РФ без внимания.
Такую позицию ВС РФ в отношении Пономарева можно смело назвать "особым подходом", учитывая, что в других делах, например, в деле№ 18-КГ16-155 те же судьи ВС РФ занимают противоположную позицию, презюмируя достоверность адреса регистрации гражданина по месту жительства.
В результате такого "особого подхода" ВС РФ к Пономареву складывается любопытная практика. Суды уведомляют Пономарева о месте и времени рассмотрения дел по месту его регистрации по месту жительства в Краснинском районе, признавая такие уведомления надлежащими, но в то же время отказываются признавать его регистрацию по месту жительства, чтобы не вступать в противоречие с ВС РФ.
"Судебный террор"
Краснинский районный суд привлек к себе всеобщее внимание в августе 2016 после того, как взыскал с ИКЕА более 507 миллионов рублей в пользу Пономарева. Это решение было оставлено в силе апелляционной и кассационной инстанциями Смоленского областного суда. Однако в январе ВС РФ постановил, что была нарушена подсудность дела и что судьи ограничились формальной проверкой наличия у Пономарева регистрации в Смоленской области. В результате судебные акты судов Смоленской области были отменены, а дело переадресовано в Химкинский городской суд - по месту регистрации ИКЕА.
Впрочем, ВС РФ этим не ограничился. Несмотря на наличие двух вступивших в силу и неотмененных судебных актов по вопросу законности регистрации Пономарева по месту жительства в Краснинском районе, Верховный суд в своем определении от 17 января указал, что судами при принятии иска не была проведена проверка соответствия формальной регистрации и фактического проживания Пономарева, что привело к грубому нарушению конституционных прав ИКЕА на рассмотрение дела надлежащим судом. В отношении всех пяти судей Краснинского районного и Смоленского областного судов, выносивших отмененные судебные акты, было вынесено частное определение. Председатель Краснинского суда Цуцкова после данного частного определения подала в отставку.
Вероятно, частное определение выносилось "задним числом", уже после оглашения определения от 17 января и завершения рассмотрения дела, поскольку в нарушение статьи 224 ГПК РФ оно не было оглашено в судебном заседании ВС РФ.
Пономарев называет определение ВС РФ "заведомо незаконным", а частное определение в адрес судей "террором в отношении судебной системы региона в наказание за попытку объективного рассмотрения его спора с ИКЕА".
Рассмотрению двух заявлений о восстановлении срока на апелляционное обжалование по заявлениям ИКЕА Краснинский районный суд, несмотря на их формальность, посвятил целый рабочий день. Судья Вдовина не могла не учитывать риски, связанные с решением, которое ей предстояло принять.
Эти обжалуемые решения не содержат даже слова ИКЕА, они вынесены около года назад и размещены на сайте суда в открытом доступе. Кроме того, 17 марта ИКЕА подавалось ходатайство об ознакомлении с материалами судебных дел в Краснинском суде, а 24 марта в Химкинском суде адвокаты ИКЕА ознакомились с обжалуемыми судебными актами.
Дом, церковь, благотворительность, налоги
Пока в судах сотрясается воздух, корреспондент РАПСИ отправился в деревню Аносово и близлежащие населенные пункты, чтобы выяснить, знают ли там Пономарева или его там действительно нет и никогда не было.
Сложно поверить в то, что человек, имея деньги и находясь в здравом уме и твердой памяти, готов променять Москву не на Лондон, а на Смоленскую область. Это действительно с трудом укладывается в голове, однако, как выяснилось, это факт. Достаточно выйти из здания Краснинского районного суда, чтобы удостовериться: у Пономарева не просто штамп на странице с пропиской в паспорте - он действительно проживает в области уже около трех лет.
Так, крохотное почтовое отделение в деревне Мерлино (в Аносово нет своей почты) завалено не только выставленным на продажу нехитрым бытовым скарбом, марками, открытками и детскими раскрасками, но и корреспонденцией, адресованной Пономареву. Судя по штемпелям и печатям, отправления, в том числе из Верховного суда и Химкинского городского суда, адресованы якобы не проживающему в Аносово Пономареву. Сотрудница отделения на вопрос, заглядывает ли сам предприниматель, смущаясь, ответила, что заходит и даже оформил подписку… Нет, не на Evening Standard, а на "Краснинский край" – газету, которая, кстати, издается с 1921 года.
Эти места вообще богаты своей удивительной историей – о ней мы долго разговариваем с главой муниципального образования "Краснинский район" Смоленской области Геннадием Радченко, в котором чувствуется и сильный хозяйственник, и увлеченный знаток своего края. Говорим с ним не только о днях минувших, но и о насущных проблемах: необходимо обновлять автобусный парк, ремонтировать школы и детские сады, привлекать инвестиции. Выясняется, что район дотационный, но с некоторых пор ситуация с деньгами существенно улучшилась: только за 2016 год Пономаревым в бюджет района было перечислено около 123 миллионов рублей НДФЛ! Поступившие средства позволят отремонтировать все школы и детские сады района и заняться, наконец, разбитыми дорогами.
Глава Мерлино Анатолий Герасимов, в свою очередь, хватается за голову на фоне висящего в его рабочем кабинете российского триколора и флага с гербом Смоленской области. Если раньше в Мерлино была одна проблема: где взять деньги на поддержание инфраструктуры, то из-за Пономарева у него появилась новая дилемма: как освоить свалившиеся на его голову деньги. Примечательно, что он лично знаком с Пономаревым и подтверждает, что тот проживает в Аносово.
Начальник отдела культуры и спорта Краснинского района Галина Самусева с гордостью показывает грамоты, которые будут вручаться участникам хореографического коллектива. Из окна ее кабинета виден новый автобус, подаренный ансамблю Пономаревым летом 2016 года. Теперь коллективу есть на чем ездить по всему краю и соседней Белоруссии, участвовать в международных выступлениях. Старый автобус, до боли напоминающий сгнивший "Фердинанд" из "Места встречи изменить нельзя", давно просится в утиль, но пока грустно стоит в гараже. По словам Самусевой, последние годы на нем было не то, что стыдно куда-то выезжать, но и небезопасно, а новое транспортное средство администрация себе позволить не могла.
Уже под конец дня добираюсь до церкви в честь святого преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского) в Аносово. Там кипит работа - мастера из Палеха Александр Кузьменко и Леонид Поварков расписывают своды. Общаемся с Александром о житии преподобного и палехской иконописи, особенностях росписи церкви. В ходе разговора интересуюсь, правда ли, что Пономарев участвует в его возведении. По словам моего собеседника, это действительно так – новый житель деревни не просто дает деньги, как это часто бывает, а вникает во все тонкости работы. Роспись церкви, создание иконостаса проводится вдумчиво, при участии специалистов с необходимым художественным знанием и опытом. "Огромное спасибо Константину Анатольевичу за то, что он понимает и дает возможность реализовать это все", - резюмирует палехский мастер.
Кстати, дом Пономарева стоит как раз напротив церкви, роспись которой будет окончена к концу года. Дом новый, со всеми удобствами, стильной отделкой, но без сусального золота и нелепых балюстрад.
По сути, РАПСИ выполнило указание ВС РФ проверить регистрацию Пономарева по месту его фактического проживания и может со всей ответственностью подтвердить то, что Краснинский суд установил еще год назад – регистрация Константина Пономарева по месту жительства в деревне Аносово Краснинского района Смоленской области не является фиктивной.
Вот только этот факт рождает множество вопросов к законности определения ВС РФ от 17 января, последующему рассмотрению дела в Химкинском городском суде и несправедливому наказанию судей Смоленской области за принципиальную позицию по иску Пономарева к ИКЕА. Возможно, ответы на эти вопросы сможет дать надзорная инстанция высшего суда страны.