Сегодня председатель Верховного суда (ВС) Российской Федерации Вячеслав Лебедев отмечает 75-летний юбилей. Эту знаменательную дату предварило награждение его орденом «За заслуги перед отечеством» I степени. Ранее в этом году Лебедев стал лауреатом юридической премии «Фемида» в номинации «Судья». 

Две высшие награды в один год выглядят требующим осмысления символом накануне завершения четвертого глобального этапа реформы судебной системы: реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы.


В подписанном президентом месяц назад указе отмечены «выдающиеся заслуги в развитии российской государственности и совершенствовании судебной системы» главы ВС РФ. Попробуем оценить истинный смысл врученных Лебедеву наград. Являются ли они признанием заслуг первого и бессменного председателя ВС РФ (а ранее — ВС РСФСР) в близящейся к завершению его без малого 30-летней карьере на верховном посту? Либо же это объективно необходимая оценка результатов нынешней деятельности Лебедева, которая еще полна перспектив?

«Вячеслав Михайлович Лебедев — удивительный человек. Он находится во главе судебной власти в Российской Федерации на протяжении долгих лет абсолютно по праву. И не только по праву формальному. Несмотря на то, что за это время сменилась эпоха, Вячеслав Михайлович по-прежнему определяет тренды развития судебной власти и ему, как и раньше, есть что предложить, чтобы сделать ее полностью отвечающей современным требованиям», — отметил глава Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко во время вручения премии «Фемида».

Отметим, что в поздравительной речи недвусмысленно заявлено о частично авансовом характере награды, обоснованность владения которой Лебедев, по мнению номинаторов, может подтверждать еще долгие годы. Однако более важным, на наш взгляд, в этом замечании является акцент на формирование главой ВС общих трендов в разные эпохи. В нынешнюю дату самое время вспомнить, о чем именно идет речь. 

Эпохи и реформы

Принято считать, что в девяностые годы в России были разрушены важнейшие системы, созданные в СССР. Во многом это действительно так, однако судебная система демонстрировала противоположную тенденцию. Фактически она только родилась в то десятилетие: из формального административного института превратилась в образец для подражания.

Под руководством Лебедева в ту эпоху была создана федеральная судебная система, появилось всеобщее право на суд присяжных, расширены возможности обжалования неправомерных действий должностных лиц. В судебной системе появились гарантии деятельности судей, было закреплено право каждого на судебную защиту, возник институт мировых судей, был определен правовой статус военных судов.

Радикально изменился порядок судопроизводства. В частности, в деятельности по осуществлению правосудия заметно усилились демократические начала: презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту, состязательность процесса и равноправие сторон. 

В 2000 году новый президент РФ Владимир Путин подвел первые итоги реформы судебной системы: «Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована».

Казалось бы, задачу можно было посчитать выполненной. Но Лебедев практически сразу инициировал новый этап реформы. В рамках него к 2006 году была достигнута цель обеспечения информатизации судов общей юрисдикции: внедрена Государственная автоматизированная система (ГАС) «Правосудие». 

Кроме того, по словам экспертов, авторитет Лебедева предоставил судьям юридические гарантии независимости и неприкосновенности, «такие, каких не было в Советском Союзе в старые времена и даже по реформе 1864 года». 

Целью третьего этапа реформ стало достижение к 2012 году открытости и прозрачности правосудия, обеспечение независимости судей, а также повышение уровня исполнения судебных актов. Все решения судов сейчас публикуются как на сайте Верховного суда РФ, так и в Интернете. Они доступны для всех граждан, так что вопрос о закрытости можно считать снятым.

Как говорилось выше, сейчас близится к завершению четвертый этап реформ, итоги которого пока рано подводить, но успешность реализации, очевидно, спровоцировала досрочное награждение. 

Государственная роль гуманизации

В продолжении посвященной Лебедеву речи на награждении премией «Фемида» Пилипенко отметил, что «даже одни только последние инициативы Вячеслава Михайловича, связанные с гуманизацией ряда уголовных статей, сами по себе определенно заслуживают награды. А тот факт, что он в настоящее время поднимает вопросы реформирования судебной власти, свидетельствует, что это человек, на которого все мы можем равняться».

Действительно, за 17 лет количество лиц, находящихся в местах лишения свободы, снизилось в 1,8 раза: с одного миллиона до 602 тысяч заключенных. Только в прошлом году более 200 тысяч лиц были освобождены от уголовной ответственности по различным обстоятельствам. 

Однако важна даже не объективная статистика, а именно тренды, которые, как было заявлено, задает своей профессиональной политикой глава ВС РФ. Гуманизация наказания во многом обуславливает развитие экономики, укрепление нашей государственности, укрепление демократических основ нашего общества, этот факт особо отмечал президент РФ Владимир Путин.

Гуманизм судебной системы при Лебедеве заключается не только в сокращении числа заключенных, но и в формировании равного подхода к делу любого гражданина, независимо от статуса. В профессиональной среде ходит множество историй, как на Лебедева пытались надавить с самого верха и их ставили на место.

Очевидно, именно благодаря такой независимости, достичь которой вряд ли по силам кому-либо из более молодых его коллег, Лебедеву и удается добиваться создания в России административных судов и административного судопроизводства — одной из важнейших его идей. 

В Российской Федерации свыше 2400 судов, около 7,5 тысячи мировых судей и в общей сложности 34 тысячи людей, которые регулярно отправляют правосудие. Эта система сейчас отлажена, хорошо работает, и Вячеслав Лебедев является гарантом ее стабильности. 

При этом роль Лебедева в судебной реформе не отменяет вопроса о важности сохранения им своего места после ее завершения. В этой связи уместно будет процитировать недавно ушедшего из жизни бывшего советника президента РФ, председателя Высшего арбитражного суда СССР и РФ Вениамина Яковлева: «Закончилась ли процессуальная реформа? Я думаю, что в основном да. Но надо различать реформу и совершенствование. Совершенствование — бесконечный процесс». 

Вероятно, под логичным завершением базовой фазы реформы Яковлев понимал объединение Высшего Арбитражного и Верховного суда РФ. Практически всеми экспертами она признана успешной. В частности, президент РФ отметил, что после объединения судебная «структура стала еще более мощной, еще более значимой в системе государственных органов. От качественной работы судебной системы очень многое зависит — от Верховного Суда вообще, а в данном качестве ещё больше, чем прежде», — сказал Путин на встрече с Лебедевым.

Как показывает опыт российской истории, лучший и, возможно, единственный способ революционных преобразований — это медленная и поступательная эволюция. Не разрушение до основания и построение заново, а целенаправленная замена одного элемента строения на другой, пока здание системы не будет обновлено целиком без угрозы обрушения. 

Этот процесс можно назвать реформой, можно совершенствованием, но очевидно, что именно сплав эволюционного подхода, знаний и опыта может давать наилучший результат и позволять нам оптимистично смотреть в будущее, что особенно важно в нынешний непростой для государства период.

Валерий Ермолин