Существует ли острая необходимость внесения поправок в действующую российскую Конституцию, какие законы следует доработать, чтобы они отвечали Основному закону страны, существует ли угроза для Конституции в условиях глобализации и какие адекватные правовые модели ещё предстоит разработать, в интервью РАПСИ к 25-летию Конституции РФ рассказал судья Конституционного суда России Александр Кокотов.


В условиях глобализации и размывания границ нужна ли вообще государствам Конституция? И если да, то в чем ее наибольшая важность?

Отвечающая насущным потребностям развития мирового сообщества в целом и отдельных народов (стран), его составляющих, глобализация как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции вовсе не предполагает обязательное стирание государственных границ и перечеркивание суверенитета отдельных стран. Наоборот, естественный вектор ее развития заключается в обеспечении планетарного единства в цветущем многообразии отдельных цивилизаций и народов, заинтересованных как во включении в общемировые процессы, так и в сохранении своей самобытности и государственной самоорганизации.

Глобализация не отменяет и геополитической конкуренции, а порой обостряет ее, что мы наблюдаем сегодня хотя бы в поведении США, деятельно пробующих себя в роли мирового жандарма. Один из мотивов такого поведения — борьба за природные и иные ресурсы. Наша страна, испытывая в настоящее время мощное геополитическое давление со стороны США и их союзников, вынуждена укреплять свой суверенитет и обороноспособность. При этом мы не можем не считаться с тем, что наступающая на нас западная цивилизация в разных своих конфигурациях уже развязала две мировые войны, активно использует силовые методы в мировой политике в обход ООН, в том числе не раз применяла атомное оружие.

Вместе с тем, даже в этих условиях, важно, чтобы мы не замыкались в своих границах, превращая их в «железный занавес», не поддались искусу изоляционизма, выпадения из процессов глобализации, слома демократических институтов и сокращения демократических свобод внутри страны. Выработка стойкого иммунитета к указанным нежелательным сдвигам требует от России достижения качества сильного просвещенного государства, следующего принципу верховенства права, действующего в режиме народовластия, предоставляющего своим гражданам широкий набор прав и свобод.

Очевидно, что обретение страной названного качества и его сохранение возможно только в конституционном политико-правовом пространстве. Задающая данное пространство Конституция России 1993 года показала, что она позволяет стране эффективно двигаться в данном направлении, обеспечивая ее устойчивость и поступательное развитие.

В каком направлении Конституцию России следовало бы развивать?

Российская Конституция находится в непрерывном развитии, прежде всего за счет углубления ее понимания теми, кому она адресована. Особая роль в этом принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, наделенному полномочием по официальному (абстрактному) толкованию Конституции. Хотя Конституционным Судом принято не так много решений в рамках указанного толкования Конституции, он постоянно прибегает к ее казуальному толкованию, в частности, при конституционно-правовом истолковании проверяемых им актов.

Так, раскрывая смысл части 4 статьи 125 Конституции о гражданах как субъектах обращения с конституционной жалобой и о законе как предмете обжалования, Конституционный Суд неоднократно расширял круг лиц, которые вправе обращаться к нему с конституционными жалобами. Конституционный Суд отнес к их числу наряду с гражданами РФ иностранцев, апатридов, представителей недееспособных лиц, Уполномоченного по правам человека в РФ, муниципальные образования. Суд также расширил круг обжалуемых актов — наряду с законами в этой процедуре могут обжаловаться некоторые подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, постановления Государственной Думы об амнистии.

На сегодняшний день указанное интерпретационное развитие конституционного текста вполне достаточно, что исключает, на мой взгляд, острую необходимость внесения поправок непосредственно в текст Конституции. Дело еще и в том, что стабильность Конституции — самостоятельная ценность, которой следует дорожить, изменяя Конституцию только тогда, когда его уже нельзя не менять. При этом длительная стабильность текста Конституции резко повышает ее действенность.

Важной областью развития Конституции является точное выражение ее духа и смысла в текущем законодательстве. Здесь еще многое предстоит сделать на пути поиска тех правовых моделей, которые наиболее адекватны конституционным положениям или закрывают имеющиеся пробелы регулирования. Так, к примеру, на федеральном уровне в настоящее время отсутствует уточняющая конституционные положения надлежащая законодательная основа решения вопросов об установлении границ субъектов РФ. Требуют большей конкретизации в федеральном законодательстве конституционные нормы о разграничении предметов ведения и полномочий, объектов собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Необходимо установление федеральной законодательной основы правового статуса выборных должностных лиц субъектов РФ и муниципальных образований, без чего невозможно надлежащее обеспечение их конституционно задаваемых прав и полномочий.

Но, пожалуй, самая главная точка роста Конституции — это укрепление в обществе конституционного правосознания, без чего писаная Конституция не сможет обрести силу действительной основы государственной и общественной жизни.

Какие положения Конституции как гражданину России вам наиболее нравятся; какие вы считаете необходимыми и почему?

Российская Конституция выступает правовой основой не только государства, но и современной российской цивилизации, закрепляя социально-экономический, политико-государственный строй страны, определяя ее культурно-историческую идентичность в глубокой исторической развертке, традиционные для россиян ценности, мировоззренческие установки, геополитический вектор развития страны. Уже в силу этого Конституция, будучи правовым актом, является также политико-идеологическим и морально-этическим регулятором.

Выделенную цивилизационную направленность Конституции выражают в той или иной мере все ее предписания, но в первую очередь это положения ее преамбулы. Они не только указывают на основания и мотивы принятия Конституции, но и закрепляют действующие конституционные ценности. В их числе те, что призывают нас как многонациональный народ чтить память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, утверждать права и свободы, гражданский мир и согласие, стремиться к обеспечению благополучия и процветания России как части мирового сообщества. Вот формулы, которые заключают в себе национальную идею страны в ее конституционном выражении. Перечисленные положения близки мне как гражданину, составляя также предмет моих научных изысканий.

Теперь о тех конституционных положениях, которые представляются мне особо необходимыми. Все действующие нормы Конституции находятся на своем месте, взаимно дополняя друг друга. В этом смысле они равно необходимы. При этом в конституционном судопроизводстве разные нормы Конституции применяются Конституционным Судом Российской Федерации с разной степенью активности, что во многом определяется реальными проблемами заявителей и российского общества. Анализ решений Конституционного Суда показывает, что чаще всего он опирается на принцип равенства, закрепленный в статье 19 Конституции, выводя из него принципы правовой определенности и доверия (более 14 тысяч ссылок), право граждан на судебную защиту, содержащееся в статье 46 Конституции (более 13 тысяч ссылок) и предписания статьи 55 Конституции о критериях ограничения прав и свобод (более 12 тысяч ссылок). В числе иных конституционных положений, также часто применяемых Конституционным Судом Российской Федерации, нормы о приоритете прав и свобод человека и гражданина (статья 2), верховенстве, высшей юридической силе и прямом действии Конституции (статья 15), неотчуждаемости прав и свобод (статья 17), непосредственном действии основных прав и свобод, определении ими смысла, содержания и применения законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспеченности их правосудием (статья 18), государственной защите прав и свобод (статья 45). 

Подготовила Ирина Новикова