Люберецкий городской суд Подмосковья приговорил к 8 годам колонии общего режима бизнесмена Константина Пономарева по делу о заведомо ложном доносе. Его адвокат Максим Загорский, также обвиняемый в спорном обращении в суд, получил 7 лет и 8 месяцев вместе с запретом на занятие юридической деятельностью сроком на 3 года.
РАПСИ вело онлайн оглашения приговора >>>
В основу приговора вошли показания высокопоставленного юриста IKEA, которого осужденные считают главным инициатором судебного разбирательства, а также утверждения четырёх "подозрительных" свидетелей обвинения.
День каллиграфии
В ходе оглашения приговора подсудимый неоднократно эпатировал публику. На заседание он явился в футболе IKEA — главного процессуального противника бизнесмена, с которым он связывает свое уголовное преследование.
После обеденного перерыва на его футболке появилась надпись — "Погибаю, но не сдаюсь", — сделанная маркером прямо под логотипом шведской компании. А после оглашения приговора обвиняемый повернулся спиной, и журналисты увидели еще одну надпись на футболке: ровно тот же срок, что и был оглашен Ириной Журавлевой — 8 лет.
Пономарев после оглашения сделал "граффити" в клетке зала суда с цитатой президента РФ — "Хватит кошмарить бизнес".
Оглашение приговора
Написание приговора заняло у судьи Журавлевой чуть больше месяца, а на его оглашение ушло около 6 часов.
Суд установил, что Пономарев и Загорский якобы создали организованную группу, целью которой было получение преюдициальных решений в мировых судах подмосковного Раменского и использование их в других процессах и госорганах.
"В состав организованной группы Пономарев и Загорский привлекли лиц, в отношении которых дело выделено в отдельное производство", — сказала судья о роли основных свидетелей обвинения в заведомо ложном доносе.
Суд почти полностью согласился с мнением прокуратуры, назначив бизнесмену срок лишь на полгода меньше, чем запросило гособвинение.
Все ходатайства защиты обвиняемых о недопустимости доказательств суд не удовлетворил, а показания свидетелей защиты рассмотрел ровно в том объеме, который относился к уголовному делу. При этом в основу приговора судьи Журавлевой были положены показания юриста Степана Шевченко, представляющего компанию IKEA.
Резонансный процесс
Подсудимые и их адвокаты считают, что дело было раздуто как по размеру (16 томов), так и по времени его рассмотрения. Тридцать судебных заседаний по делу бизнесмена затянулись почти на полгода. В ходе процесса суд выслушал показания 16 свидетелей обвинения и всего трех свидетелей защиты.
Свидетели обвинения считают, что бизнесмен и его адвокат ввели их в заблуждение и создали "контролируемые" процессы в подмосковных мировых судах с целью создать преюдицию принятых решений.
Защита Пономарева полагает, что свидетели обвинения являются «сплоченной группой мошенников», руководимой ранее судимым якобы юристом, которые дают показания, чтобы получить "индульгенцию" от правоохранительных органов.
IKEA
Пономарев связывает своё уголовное преследование с компанией IKEA: таким способом она хочет затянуть время и вывести активы, чтобы не выплачивать Пономареву многомиллиардный долг.
В ходе слушаний свидетельские показания дал юридический консультант IKEA, партнер компании "Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры" Семен Шевченко. По его словам, шведский концерн внимательно следил за Пономаревым и ожидал от бизнесмена необычных процессуальных ходов. Свидетель считает, что в спорных процессах были затронуты интересы мебельной компании.
Обвинение считает, что спорные процессы были организованы для получения решений, в которых судья подробно опишет необходимую бизнесмену информацию, а впоследствии они позволят предпринимателю уйти от налоговой и уголовной ответственности.
Почти максимальный срок
Подмосковный суд приступил к рассмотрению по существу уголовного дела о заведомо ложном доносе (статья 306 УК РФ) в декабре 2018 года. Сомнения в действиях бизнесмена и его защитника возникли у следствия после рассмотрения в 2015 году городским мировым судьей участка №210 уголовных дел частного обвинения в отношении Пономарева.
В мае гособвинение во время прений сторон запросило почти максимальные 8,5 лет лишения свободы в колонии общего режима для каждого из обвиняемых.
Защита предпринимателя считает его уголовное преследование незаконным. По словам его адвокатов, были нарушены правила подсудности, проходили незаконные обыски в кабинете его адвокатов и допускались другие нарушения.
Пономарев известен своей многолетней тяжбой со шведским концерном IKEA из-за аренды генераторов для гипермаркетов шведской компании в Санкт-Петербурге. По заявлениям IKEA в отношении него неоднократно возбуждались уголовные дела, которые впоследствии были прекращены за отсутствием события. Теперь же Пономарев не только получил огромный срок за заведомо ложный донос по сути на самого себя, но в его отношении идёт следствие по ещё нескольким делам.