Россия подала в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) межгосударственную жалобу против Украины, часть претензий к которой связаны с допускаемыми Киевом нарушениями прав российских граждан. Юрист, политолог и историк, специализирующиеся на вопросах международных отношений, прокомментировали РАПСИ различные аспекты этого события.
Юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова:
«С точки зрения того, как долго и в каком количестве копились проблемы с нарушением прав и свобод человека на Украине, стороннему наблюдателю данный шаг может показаться слегка запоздавшим. Тем не менее, логика российских властей вполне понятна и объяснима.
Несколько тысяч человек из ЛНР и ДНР годами пытались достучаться до ЕСПЧ в формате индивидуальных жалоб - тщетно.
Российские представители на всех площадках, от ООН до ПАСЕ, пытались привлечь внимание мирового сообщества к тем вопиющим, с точки зрения правозащитной логики, сценариям, которые разворачивались на Украине последние семь лет – тщетно.
После этих важных, но разнесенных по разным трекам действий, которые не привели к значимому результату, Россия решила собрать все факты воедино и зафиксировать их в конкретном тексте, имеющем безусловную юридическую значимость - в жалобе в ЕСПЧ.
Данный шаг демонстрирует попытку России действовать строго в рамках международно-правового поля, что весьма логично с учетом постоянного упоминания российским руководством ценности норм и принципов международного права. В жалобе собрана серьезная фактологическая и доказательная база, иллюстрирующая конкретные нарушения, совершенные украинской стороной. Продемонстрировать все это миру в спрессованном виде и есть одна из главных задач России в данном вопросе.
Безусловно, одной из центральных задач является привлечение общественного внимания к нарушению прав человека на Украине.
Дело в том, что многие люди в европейских странах живут в собственном уютном медиа-пространстве, в котором нет ни войны на Донбассе, ни сгоревших заживо людей в Доме профсоюзов в Одессе, ни геноцида киевской властью собственных граждан, осмелившихся сохранить верность русскому языку. В подобной ситуации показ альтернативной точки зрения весьма значим.
При этом важно понимать, что, поскольку информация в европейских СМИ строго фильтруется, общественный резонанс, который могла бы вызвать данная жалоба, будет тщательно контролироваться. Но, тем не менее, материалы на сайте ЕСПЧ, с которыми можно будет ознакомиться, уже представляют ценность сами по себе.
Задача ЕСПЧ по урегулированию межгосударственных жалоб, прежде всего, заключается в скорейшем достижении сторонами мирового соглашения. Поэтому, в случае принятия жалобы, на первом этапе Россию и Украину будут пытаться «помирить». На втором этапе, в случае рассмотрения жалобы по существу, также есть масса любопытных механизмов, например, особое мнение отдельных судей, которое также может стать самостоятельным инфоповодом.
Печально видеть, что колоссальная политизация решений ЕСПЧ в последние годы привела к тому, что большинство экспертов не особо верит даже в вероятность акцептирования жалобы.
Тем не менее, даже отрицательный результат будет значим, поскольку суду придется указать четкую мотивацию отказа».
Президент АНО «Евразийский институт исследований и поддержки молодежных инициатив», политолог и публицист Юрий Самонкин:
«Данный шаг в первую очередь не направлен против дружбы России и Украины и тех особенностей в двухсторонних отношений, о которых описывал в своей статью президент России Владимир Путин. Это решение направлено против новой элиты Украины, которые пришли к власти на антигосударственном перевороте и отдали национальные интересы страны, под внешнее управление Запада и, в частности, США.
Именно с февраля 2014 года по настоящее время на Украине прошел процесс полного возрождения неонацизма как государственной идеологии, развал экономики, нарушения прав человека, преследования по политическим и идейным соображениям, развязывания чудовищной гражданской войны на Юго-Востоке, а также безнаказанности за преступления против жизни и здоровья своих же граждан, начиная от трагедии в Одессе и крушением малазийского Боинга, все это до сих пор остается нерасследованным. Поэтому Россия в силу своего небезразличия к будущему украинского народа подает этот иск, руководствуясь фактами преступлений против человечности, прав и свобод.
Вне зависимости от исхода судебного дела, рассмотрения ЕСПЧ иска от России, данная инициатива способна оказать положительный эффект, как минимум, в информационном смысле – наглядной демонстрации всему ЕС проблематики агрессии в отношении мирных жителей Донбасса со стороны Киева и возрождения такого опасного явления, как неонацизма. Однако с практической точки зрения верится с трудом, что Киев прекратит агрессивные действия, как мы это видим на примере игнорирования Минских соглашений, а также свою воинственную риторику в отношении русскоязычного населения Украины. Тут нужен комплексный подход с привлечением тех стран, которые способно повлиять на Украину и заставить её вернуться в правовое русло, ответить за свои деяния. Такой практически процесс, увы, мы не видим на протяжении 7 лет с начала конфликта.
Касательно будущих событий Украина попытается осудить подобного рода действия России и опять обвинить нашу страну в агрессии и попытке навязать свою волю. Однако кроме информационной критики и пустых угроз о членстве в НАТО, Украина никак не способна повлиять на изменения нашей внешнеполитической позиции осуждения преступлений и самих итогов переворота 2014 года. Россия в свою очередь не перестанет оказывать гуманитарную и экономическую поддержку Юго-Востока Украины и защищать интересы русскоязычного населения этой страны».
Доцент РГГУ, кандидат исторических наук Вадим Трухачев:
«На российско-украинские межгосударственные отношения это не повлияет никак - их просто нет. Это скорее сигнал оппозиционной части украинского общества, что Россия их не забыла. И сигнал российскому обществу, что Россия своих не бросает.
Что касается отношений России и ЕС – иск вряд ли что-то изменит. Но опять же - Россия обозначает, что будет плотно заниматься Украиной. И в какой-то степени Россия проверяет ЕС на предмет двойных стандартов. Будет ли Европа соблюдать ей же провозглашаемые нормы, или ради политической целесообразности готова от них отступить.
Я считаю, что этот шаг несколько запоздал. Можно было его сделать года три назад. Это обозначение своих интересов в близкородственной стране, но не более того».