Наличие листка нетрудоспособности влечёт одинаковые правовые последствия для любых лиц, в том числе судей и адвокатов, а именно свидетельствует о невозможности лица, которому этот документ выдан, исполнять свои профессиональные обязанности и освобождает его от их исполнения, напоминает Совет Адвокатской палаты города Москвы.
Суть дела
В Совет АП обратилась судья одного из столичных районных судов. Она просила привлечь к дисциплинарной ответственности четырёх адвокатов, которые, по её мнению, пропускали судебные заседания без уважительных причин.
В период с 24 ноября 2021 года по 27 апреля 2022 года они, пользуясь ситуацией в стране, связанной с коронавирусной инфекцией, неоднократно не являлись в судебные заседания путем обращения в медицинские учреждения с целью получения листков нетрудоспособности, тем самым не осуществляли защиту своих подзащитных, нарушали их право на защиту и препятствовали рассмотрению дела в разумные сроки, указала в своём обращении заявительница.
Она также отметила, что наличие открытого листка нетрудоспособности не является уважительной причиной для неявки в судебное заседание, поскольку не все болезни, в рамках которых адвокатами открывались листки нетрудоспособности, препятствуют их участию в судебных заседаниях.
Дискриминационный довод
Однако вышеуказанный довод, который никогда ранее не был предметом рассмотрения дисциплинарными органами Адвокатской палаты Москвы, вызвал недоумение у Совета.
Наличие листка нетрудоспособности влечёт одинаковые правовые последствия для любых лиц, в том числе судей и адвокатов, а именно: свидетельствует о невозможности лица, которому этот документ выдан, исполнять свои профессиональные обязанности, подчёркивает Совет АП.
«Как свидетельствует анализ дисциплинарной практики органов судейского сообщества, наличие листка нетрудоспособности во всех случаях рассматривается как доказательство уважительности причин отсутствия судей на рабочем месте и/или неявок для рассмотрения вопросов о наложении на них дисциплинарного взыскания. При таких обстоятельствах выдвижение рассматриваемого довода Совет расценивает как проявление пренебрежительного и дискриминационного отношения автора обращения к правам адвокатов, в том числе к реализации ими конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь», — указывается в решении Совета.
Совет также отклонил как несостоятельный и не влияющий на разрешение дисциплинарного производства довод судьи о том, что листки нетрудоспособности были получены адвокатами, в основном, в коммерческих медицинских организациях.
Адвокатская палата обращает внимание заявителя, что выдача листков нетрудоспособности осуществляется юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на медицинскую деятельность, включая работы по экспертизе временной нетрудоспособности.
На основании изложенного Совет АП прекратил дисциплинарное производство по делу.