Верховный суд рассмотрел жалобу по делу о незаконном производстве и хранении наркотиков, в которой один из осуждённых и его защита обратили внимание, что суд учёл особо активную роль в совершении преступления в качестве отягчающего наказание обстоятельства, однако она и так была обусловлена выполнением им функции организатора преступления.


А заместитель Генпрокурора в кассационном представлении попросил направить на новое рассмотрение дело в части определения зачета времени содержания под стражей одной из фигуранткой в срок лишения свободы. Он пояснил, что суд первой инстанции необоснованно зачел ей арест из расчета 1 день за 1,5 дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, однако при этом не принял во внимание, что в соответствии с частью 3.2 статьи 72 положения части 3.1 этой статьи не распространяются на лиц, осужденных по статье 228.1 УК РФ. Осуждённым за такие преступления арест засчитывается в срок лишения свободы из расчета 1 день за 1 день независимо от определенного им вида исправительного учреждения, указал замгенпрокурора.

Позиция ВС 

Как усматривается из приговора, суд при назначении главному фигуранту наказания на основании пункта «г» части 1 статьи 63 УК РФ признал обстоятельством, отягчающим его наказание – особо активную роль в совершении преступления.

Суд установил, что осужденный, будучи организатором, руководил созданной им в целях незаконного производства наркотических средств организованной группой, при этом он являлся и соисполнителем преступления. С этой целью он привлек к участию в организованной группе других лиц, определял их роли, координировал их действия, разработал преступный план действий, разрешал вопросы финансового и материально-технического обеспечения группы, принимал непосредственное участие в незаконном производстве наркотических средств.

«Между тем, организация совершения преступления и руководство его исполнением само по себе предполагает особо активную роль лица в совершении преступления и является признаком объективной стороны совершенного преступления.

В соответствии с частью 2 статьи 63 УК РФ, если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания», - отмечает ВС. 

Несмотря на то, что осуждённый одновременно являлся соисполнителем преступления, иных обстоятельств, помимо вытекающих из функций организатора, позволяющих признать его особо активную роль, судом в приговоре не приведено, указывает высшая инстанция.

Поэтому из судебных решений следует исключить указание на обстоятельство, отягчающее наказание - особо активную роль в совершении преступления, признав доводы кассационных жалоб адвоката и осужденного в этой части обоснованными, а наказание по части 5 статьи 228.1 УК РФ в связи с этим смягчить, определил ВС.

Судебная коллегия также согласилась с доводами замгенпрокурора о запрете льготных условий зачета времени содержания под стражей в отношении перечисленных в законе лиц, в том числе осужденных за преступления, предусмотренные статьей 228.1 УК РФ. В связи с чем приговор и апелляционное определение в этой части передано на новое рассмотрение в областной суд.

Алиса Фокс