В суд высшей инстанции обратилась собственница квартиры Инга Скударнова с иском об оспаривании норм о передаче данных счетчиков учета коммунальных услуг. Истица посчитала, что её права нарушаются, поскольку спорные правила якобы устанавливают ответственность за продолжительное непредоставление данных жилищным службам.
Согласно действующим правилам, если собственник не представляет данные об использовании горячей или холодной воды в течение 3 месяцев, он будет платить по своему среднемесячному потреблению за предыдущие периоды, а если за это время передача показаний не возобновится — придётся переплачивать, поскольку в квитанции счёт будет выставлен уже по домовым нормативам.
Истица указала, что она долгое время не передавала данные счетчиков и не платила за ЖКХ. В результате у неё возникла задолженность намного больше, чем она предполагала. В итоге жилищные службы пытаются взыскать с неё деньги в судебном порядке. Свой иск в ВС РФ она мотивировала тем, что оспариваемые нормы не только дают права, но и устанавливают ответственность за невыполнение требования о передаче данных до 25 числа каждого месяца, а это противоречит Закону о защите прав потребителей.
Она просила суд признать недействующими подпункт 1 пункта 33 и подпункт "б" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденный постановлением правительства РФ от 06.05.2011 №354.
Право жильца
Административный ответчик — Минстрой РФ с иском не согласился и просил в нём отказать, поскольку обжалуемые правила направлены на установления справедливого размера оплаты ЖКХ и права жильцов задевать не могут.
"Оспариваемые положения не противоречат действующему законодательству и приняты в соответствии с законом. Согласно положениям Жилищного кодекса РФ, у исполнителя услуг есть обязанность формировать платежный документ в определенное время, а если заключены прямые договоры — отправлять сведения в ресурсную организацию. Именно для этого установлен срок подачи данных о потреблении горячей и холодной воды", — указала представитель министерства Елизавета Кордюкова.
Ранее действовала норма, согласно которой передача данных счётчиков была обязанностью жильца, напомнила юрист Минстроя. Однако со временем она была отменена, поскольку передача показаний — право потребителя, которым он может пользоваться, а может и ничего не передавать. Называть повышенный тариф мерой ответственности — нельзя, поскольку у жильца всегда есть право выбора, указала Кордюкова.
Судья поинтересовался у сторон, нужно ли напоминать гражданам о поверке счётчиков, если их срок службы подходит к концу. Минстрой считает, что жилищные службы действуют добросовестно и указывают эти данные в едином платежном документе.
Генпрокуратура также просила иск оставить без удовлетворения, поскольку позиция Скударновой основана на неправильном толковании норм права, а передача данных счётчиков остаётся для жильцов квартир добровольной.
"Административное исковое заявление оставить без удовлетворения. Принятое решение может быть обжаловано в течение установленного законом срока", — заключил судья.