В каких случаях нельзя при назначении окончательного наказания по совокупности преступлений лишать воинского звания, когда обвиняемого не отправят в дисциплинарную часть и какие дополнительные обязанности суд не вправе возложить на военнослужащего при его условном осуждении - Верховный суд в проекте постановления Пленума объяснил нюансы уголовного наказания военнослужащих и граждан в запасе. 


Запрет должностей 

При назначении военнослужащим наказания в виде лишения права занимать определенные должности (статья 47 УК РФ), в приговоре необходимо указывать определенный конкретными признаками круг профессиональных полномочий, на которые распространяется запрещение, например, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий.

«При этом не требуется указания на запрет занимать соответствующие должности в тех или иных военных организациях (например, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях, органах), а также на характер соответствующих должностей, в частности, связанных с воспитанием или руководством подчиненными»,  - указывает ВС. 

Лишение звания 

Назначение наказания в виде лишения воинского звания (статья 48 УК РФ) возможно не только за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против военной службы (глава 33 УК РФ), но и за совершение общеуголовных преступлений указанных категорий, поясняет высшая инстанция.

«Суд в приговоре должен мотивировать свое решение в случае назначения данного вида дополнительного наказания. По смыслу закона неназначение этого наказания не требует своего обоснования, за исключением случаев, когда в судебном заседании стороной обвинения ставился вопрос о необходимости лишения лица воинского звания, а суд принял решение не назначать это наказание», - поясняет ВС.

Он также указывает, что суды должны исходить из воинских званий, которые осужденные имеют на момент постановления приговора. В частности, к воинскому званию военнослужащего или гражданина, пребывающего в запасе, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова «юстиции» или «медицинской службы». При решении вопроса о лишении воинского звания гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, необходимо добавлять соответственно слова «запаса» или «в отставке».

Дополнительное наказание в виде лишения воинского звания может быть назначено как за одно, так и за несколько преступлений, образующих совокупность. Вместе с тем, если данный вид наказания не назначен ни за одно из преступлений, входящих в совокупность, его нельзя определять при назначении окончательного наказания по совокупности преступлений, указано в проекте постановления. 

Ограничение по службе 

Ограничение по военной службе назначается только обвиняемым, имеющим правовой статус военнослужащих, проходящих службу по контракту, напоминает ВС.

«По смыслу взаимосвязанных положений статей 51 и 64 УК РФ, не содержащих каких-либо запретов на назначение более мягкого наказания в виде ограничения по военной службе, данное наказание может применяться к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и в порядке статьи 64 УК РФ как более мягкое наказание за любые преступления.

При назначении ограничения по военной службе вместо исправительных работ в приговоре должно быть указано, что военнослужащему в соответствии с частью 1 статьи 51 УК РФ назначается наказание в виде ограничения по военной службе в пределах срока исправительных работ, обозначенных в санкции соответствующей статьи  Особенной части УК РФ. При этом назначать осужденному военнослужащему исправительные работы, а затем производить замену их ограничением по военной службе не требуется», - поясняет высшая инстанция, напоминая, что из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20 процентов.

«При назначении наказания по совокупности преступлений, за каждое из которых назначено ограничение по военной службе, при применении принципа полного или частичного сложения наказаний сложению подлежат только сроки ограничения по военной службе. Проценты удержаний не складываются», - обращает внимание ВС.

Если суд придет к выводу о возможности замены исправительных работ ограничением по военной службе лицу, совершившему два и более преступления, то такое решение принимается за совершение каждого преступления, а не при определении окончательного наказания по совокупности преступлений, также поясняется в документе.

Без дисциплинарной части 

Обратить внимание судов, что, если установленный законом срок военной службы по призыву истекает в период до истечения срока обжалования приговора в апелляционном порядке, содержание в дисциплинарной воинской части таким военнослужащим не назначается, указывает ВС. 

«Содержание в дисциплинарной воинской части не назначается также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, если они признаны в установленном порядке ограниченно годными к военной службе и указанное основание появилось в период прохождения ими военной службы», - уточняет высшая инстанция. 

Отсутствие дополнительных обязанностей 

При условном осуждении военнослужащего суд не вправе возложить на него исполнение тех или иных обязанностей военной службы: например, не нарушать требований общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, соблюдать воинскую дисциплину, выполнять приказы командиров и начальников, строго соблюдать распорядок дня, поскольку эти обязанности уже в установленном порядке возложены на военнослужащего на период прохождения им военной службы, обращает внимание ВС.

«В связи с тем, что строгое соблюдение законов Российской Федерации является общей обязанностью всех военнослужащих, возложения на них, в частности,  обязанностей не совершать административные правонарушения, не нарушать общественный порядок и общественную безопасность не требуется», - отмечает высшая инстанция.

ВС также рекомендует судам при выявлении в ходе судебного разбирательства дел о преступлениях против военной службы обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, а также нарушений прав и свобод граждан выносить частные определения (постановления), в которых обращать внимание соответствующих организаций и должностных лиц на указанные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер (часть 4 статьи 29 УПК РФ).