Можно ли умалчивать о статусе иноагента при выдвижении в качестве кандидата на выборах, а патриотичным участникам предвыборной гонки в агитации высмеивать нацистские символы? Во вторник Пленум Верховного суда (ВС) РФ принял постановление о практике рассмотрении судами дел о защите избирательных прав, в котором дал ответы на эти и многие другие вопросы.
Выборы иноагентов
Иноагенты не могут скрывать свой статус при выдвижении или самовыдвижении в качестве кандидата для участия в выборах, передает корреспондент РАПСИ с заседания Пленума ВС РФ.
«Если кандидат является иностранным агентом или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, сведения об этом должны быть указаны в подписном листе после отчества кандидата либо после сведений о судимости при ее наличии, независимо от того, что подписной лист не имеет самостоятельных строк для внесения данных сведений», — разъясняется в принятом во вторник проекте Пленума ВС.
Иное заполнение подписного листа будет означать указание сведений не в полном объеме и повлечет признание подписей недействительными.
Ограничение для наблюдателей
Иноагенты не могут заниматься деятельностью, которая способствует или препятствует выдвижению кандидатов на выборах, включая их участие в качестве наблюдателя, следует из текста принятого пленума.
«Следует иметь в виду, что лицо, являющееся иностранным агентом, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. С учетом этого, лицо, имеющее статус иностранного агента, не может являться наблюдателем на выборах, референдуме», — указано в документе.
Также иноагенты не смогут быть доверенными лицами кандидатов и избирательных объединений, указал суд Высшей инстанции.
Перечеркнутая свастика
Использование нацистской и экстремистской символики в предвыборной агитации разрешено, если она подчеркивает негативное отношение к деструктивным идеологиям и социальным течениям.
«Использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии, не может рассматриваться как экстремистская деятельность», — следует из текста пленума.
При этом суд высшей инстанции подчеркивает, что кандидатам на выборные должности не стоит заигрывать со спорными лозунгами, которые можно трактовать как призывы к экстремизму и оправданию терроризма. Также кандидатам напомнили, что агитация законна только в открытом сегменте интернета и на рекламных площадках СМИ, которые не заблокированы на территории РФ.
Оспаривание итогов
Член избирательной комиссии (комиссии референдума) не вправе оспорить итоги голосования и результаты выборов (референдума), ссылаясь только на свой статус, следует из разъяснений Верховного суда (ВС) РФ.
«Вместе с тем в случае реализации членом избирательной комиссии своего активного избирательного права он не лишен возможности обратиться в суд за защитой этого права как избиратель в порядке, предусмотренном законодательством о выборах и референдумах. Например, такое лицо вправе оспорить решение, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором оно приняло участие в голосовании», — уточняется в тексте документа.
Также в пленуме уточняется, что закон не ограничивает активное избирательное право и право на участие в референдуме находящихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, если в отношении их отсутствует вступивший в законную силу обвинительный приговор.
Действительность подписи
Подпись избирателя или участника референдума признается недействительной в случае, если в подписном листе присутствуют сокращения слов или дат, мешающие их однозначному восприятию
«Сокращение слов и дат в сведениях об избирателях, участниках референдума, препятствующее их однозначному восприятию, либо их указание не в полном объеме (например, неуказание избирателем, участником референдума, достигающим восемнадцати лет на день (последний день) голосования, дополнительных данных о числе и месяце рождения, неуказание избирателем, участником референдума даты собственноручного внесения подписи в подписной лист) не допускается», — разъясняется в документе.
Нижестоящим судам напомнили, что подписи должны признаваться действительными, если в листе стоит дата заполнения, а также указывается фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Сокращения места жительства участника выборов или референдума допускаются, если они не мешают его однозначному восприятию.