Конституционный суд РФ обязал законодателей разработать правила возврата приобретенного на маркетплейсе товара, определить места и способы его передачи продавцу в случае немотивированного отказа от покупки и удаленного проживания от магазинов и офисов торговой организации. Об этом говорится в новом постановлении КС РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Неэффективность возврата товара
Как следует из материалов дела, житель Мурманской области Петр Тишкин заказал на сайте интернет-магазина детский комбинезон, оплатил его и рассчитался за доставку покупки до пункта выдачи заказов.
«После получения комбинезона мужчина решил, что товар не соответствует его ожиданиям и обратился к продавцу за разъяснением порядка возврата. Ему ответили, что по условиям, размещенным на сайте, возврат возможен только при личном визите в любой розничный магазин сети. Доводы заявителя об удаленности места его проживания — более 200 километров до ближайшего магазина продавца — и просьбы разрешить отправку товара почтой за счет покупателя были отклонены», — рассказали в пресс-службе КС РФ о проблеме, с которой столкнулся заявитель.
Территориальный орган Роспотребнадзора не нашел оснований для привлечения магазина к ответственности за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, или непредоставление тому преимуществ, установленных законом. С этим согласились Арбитражный суд Мурманской области, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Северо-Западного округа.
После чего Тишкин обратился в КС РФ с просьбой проверить конституционность пунктов 3 и 4 статьи 26.1 федерального закона «О защите прав потребителей» в связи с тем, что эти нормы, не регламентируя конкретных места и способа возврата товара надлежащего качества, допускают установление продавцом в качестве условия такого возврата необходимость прибытия покупателя к продавцу, исключая возможность возврата товара другими способами, не предусматривающими личного взаимодействия сторон.
«В случае же удаленности места жительства потребителя от места нахождения продавца право на такой возврат — при условии личного присутствия потребителя — становится неэффективным ввиду необходимости несения связанных с поездкой затрат, размер которых сопоставим со стоимостью приобретенного товара», — говорится в жалобе Тишкина.
Право немотивированного отказа
КС РФ напомнил, что свобода договора предполагает равенство, согласование воли сторон и не может вести к отрицанию или умалению общепризнанных прав и свобод. «Законодатель, регулирующий соответствующие отношения, не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон при их фактическом неравенстве и должен предоставлять преимущества более слабой стороне, в том числе потребителю, который во взаимоотношениях с профессиональными продавцами редко может повлиять на содержание договора», — говорится в постановлении КС РФ.
При этом суд отметил, что дистанционная продажа товаров с применением информационно-телекоммуникационных технологий выбора и заказа товара затрудняет согласование с покупателем отдельных условий договора.
По мнению КС РФ, одной из отличительных особенностей этого вида торговли является то, что вывод о пригодности товара покупатель может сделать только после его получения.
«Поэтому законодатель предусмотрел для потребителя право немотивированного отказа от товара, в том числе надлежащего качества. По общему правилу, при таком отказе от товара покупатель должен своевременно заявить о своем решении, передать товар продавцу и обеспечить возможность его проверки», — передает пресс-служба КС РФ разъяснения суда.
Но далее КС РФ подчеркнул, что нормативные предписания и правоприменительная практика не определяют, каким образом потребитель может удаленно вернуть товар, не конкретизируют способ и место вручения возвращаемого товара, а также порядок проверки состояния товара продавцом. То есть сторонам позволено самостоятельно согласовать параметры взаимодействия в этой части, и, пользуясь этим, продавец зачастую устанавливает такой порядок действий потребителя, при котором его затраты на возврат товара будут неадекватны его стоимости.
«Это вынуждает покупателя оставить неподходящий товар у себя и отказаться от осуществления своего права. В подобных условиях само право становится декларативным. Соответственно, оспариваемые нормы не достигают своей цели и не обеспечивают необходимого преодоления неравенства возможностей сторон договора с участием потребителя», — приводит пресс-служба КС РФ выводы суда.
КС РФ подчеркивает, что, расширяя каналы сбыта, увеличивая оборот своих товаров за счет дистанционной торговли и получая в результате дополнительный доход, добросовестный продавец, учитывающий интересы покупателей, тем более проживающих в населенных пунктах, где отсутствует торговая или логистическая инфраструктура, обязан обеспечить им и возможность дистанционного возврата товара.
Риски покупателя
Далее КС РФ обращает внимание правоприменителей на то, что законодательство требует предварительного раскрытия потребителю информации о порядке и сроках возврата товара, но возможность отказаться от его заключения не может оправдывать включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, и отступление от правил, направленных на его защиту.
Таким образом, КС РФ указал, что оспариваемые нормы не соответствуют Конституции РФ.
«Федеральному законодателю надлежит внести изменения в действующее правовое регулирование. До тех пор возврат товара надлежащего качества, проданного дистанционно, осуществляется любым по усмотрению покупателя способом — дистанционно или указанным продавцом при продаже товара, а также по запросу покупателя, обеспечивающим возможность проверки состояния возвращаемого товара при его получении продавцом, в том числе посредством услуг перевозчика или организации связи», — сказано в постановлении КС РФ.
Здесь КС РФ подчеркивает, что при этом покупатель принимает на себя риски случайной гибели или повреждения товара за время его транспортировки, а также несет транспортные и иные связанные с доставкой расходы.
Правоприменительные решения по делу заявителя подлежат пересмотру.
Определение КС РФ № 7-П/2026
Михаил Телехов



